Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 612.8 + 612.821.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
Изучение особенностей экспериментального формирования зрительно-слуховой ассоциации показало, что дети с нарушением развития (синдром аутизма), как и нормально развивающиеся дети дошкольного возраста, способны к непроизвольному формированию зрительно-звуковой ассоциации. Однако только у здоровых детей этот процесс полностью отвечает всем критериям формирования межсенсорной ассоциации: при введении рассогласований возрастает и число ошибок, и время реакции. У детей с нарушением развития и высоким уровнем вербальной коммуникации при тестировании в условиях рассогласования отмечается только увеличение числа ошибок, а у детей с низким уровнем вербальной коммуникации наблюдается решение задачи на случайном уровне. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что у детей с нарушением развития затруднен процесс межсенсорной интеграции, а уровень вербальной коммуникации ребенка оказывает значительное влияние на процесс выделения ведущего обобщенного признака интегрального мультисенсорного образа, что позволяет решать задачу распознавания звуков в трудных условиях изменения характера ассоциации.
Ключевые слова
интегративные функции мозга; зрительно-слуховая ассоциация; дети с нарушением развития; аутизм; интегральный мультисенсорный образ
Studying of features of experimental formation of visually-acoustical association has shown that children with development infringement (autism syndrome), as well as normally developing children of preschool age are capable to involuntary formation of visually-sound association. However only at healthy children this process completely answers all criteria of formation of intersensory association: at introduction of mismatches increases both number of errors, and reaction time. At children with damage of development and high level of verbal communications at testing in the conditions of a mismatch the increase in number of errors is marked only, and at children with low level of verbal communications led to the problem decision at casual level. The obtained data can testify that at children with development infringement process of intersensory integration is complicated, and level of verbal communications of the child makes considerable impact on process of allocation of the leading generalized sign of an integrated multisensory image that allows to solve a problem of recognition of sounds in difficult conditions of change of character of association.
Key words:
integrative brain functions; visually-acoustical association; children with development infringement; autism; an integrated multisensory image
Список литературы
-
Александров, А.А. Экспериментальное формирование зрительно-слуховых ассоциаций при распознавании фонем [Текст] / А.А. Александров, Е.С. Дмитриева, Л.Н. Станкевич // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. - Т. 95. - № 8. - С. 850-856.
-
Детский аутизм [Текст]: хрестоматия. - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
-
Дубровинская, Н.В. Формирование механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов в дошкольном возрасте / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер // Психофизиология матери и ребенка (Нервная система, вып. 33); под ред. А.С. Батуева. - СПб., 1999. - С. 124-146.
-
Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция [Текст] / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. - СПб., 80 с.
-
Никольская, О.С. Аутичный ребенок [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 360 с.
-
Симашкова, Н.В. Психотические формы атипичного аутизма в детском возрасте [Текст] / Н.В. Симашкова // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. - 2006. - Т.106. № 10. - С. 17-26.
-
Симашкова, Н.В. Клинические и нейрофизиологические аспекты тяжелых форм аутизма у детей [Текст] / Н.В. Симашкова, Л.П. Якупова, В.М. Башина // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2006. - Т. 106. № 7. - С. 12-14.
-
Тамбиев, А.Э. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте [Текст] / А.Э. Тамбиев, С.Д. Медведев, О.В. Литвиненко // Вопросы психологии. - № 3. - С. 18-122.
-
Calvert, G.A. Crossmodal Processing in the Human Brain: Insights from Functional Neuroimaging Studies // Cerebral Cortex. - 2002. - V. 11. - № 12. - P. 1110-1123.
-
Johnson, K.A. Dissociation in performance of children with ADHD and high-functioning autism on a task of sustained attention / К.А. Johnson, I.H. Robertson, S.P. Kelly // Neuropsychologia. - 2007. - V. 45. - P. 2234-2245.
-
Koshino, H. Audiovisual speech integration and lipreading in autism / H. Koshino, R.K. Kana, E.G. Smith, L. Bennetto // J. Child. Psychol. Psychiatry. - 2007. - V. 48. - P. 813-821.
-
Lawson, K.R. Spatial and temporal congruity and auditory-visual integration in infants / K.R. Lawson // Developmental Psychology. - 1980. - V. 21. - P. 185-192.
-
Neil, P.A. Development of multisensory spatial integration and perception in humans / P.A. Neil, С. Chee-Ruiter, Ch. Scheier, D.J. Lewkowicz, S. Shinsuke // Developmental Science. - 2006. - V. 9. - № 5. - P. 454-464.
-
Noesselta, T. Closer in time when farther in space - Spatial factors in audiovisual temporal integration / Т. Noesselta, R. Fendricha, B. Bonatha, S. Tylla, H-J. Heinzea // Cognitive Brain Research. - 2005. - V. 25. - P. 443-458.
-
Sanabriaa D. Intramodal perceptual grouping modulates multisensory integration:evidence from the crossmodal dynamic capture task / D. Sanabriaa, S. Soto-Faraco, J. Chana, Ch. Spencea // Neuroscience Letters. - 2005. - V. 377. - P. 59-64.
-
Schopler, E. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) / E. Schopler, R.J. Reichler, R.F. DeVellis, K. Daly // J. of Autism and Developmental Disorders. - 1980. - V. 10. - № 1. - P. 91-103.
-
Schweinle, A. Intermodal perception and physical reasoning in young infants / А. Schweinle, Т. Wilcox // Infant Behavior and Development. - 2004. - V. 27. - P. 246-265.
-
Sinzig, J. Do hyperactivity, impulsivity and inattention have an impact on the ability of facial affect recognition in children with autism and ADHD? / J. Sinzig, D. Morsch, G. Lehmukuhl // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. - 2008. - V. 17. - P. 63-72.