Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Каменская В.Г., Татьянина Е.В.. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ

В литературе зафиксирована высокая актуальность диагностики ухудшения
психологического здоровья подрастающего поколения в условиях ускоренной цифровизации,
определяемая психоэмоциональным напряжением и связанная с функциями вегетативной нервной системы
(ВНС), роль которой не изучена ни в формировании сверхувлеченности Интернетом, ни в определении
успешности освоения образовательных программ современной молодежью. Одним из важнейших маркеров
оценки активности ВНС является частота сердечных сокращений. Таким образом, цель нашей работы
может быть определена как изучение соотношений параметров частоты сердечных сокращений (ЧСС) с
характеристиками цифровых предпочтений подростков. Предполагается, что выбор деятельности в
Интернете, а также временные затраты на досуг обладают определенными связями с характеристиками
ЧСС, с преобладанием активности парасимпатического или симпатического звеньев ВНС. Исследование
выполнялась в период пандемии КОВИД-19 в 2021 г., что усугубило психоэмоциональное состояние
учащихся. В работе использовалась авторская анкета «Цифровые предпочтения современных
подростков», ранее прошедшая апробацию в школах Москвы. В отдельном эксперименте на части общей
выборки учащихся (24 человека) проводилась регистрация пульсограммы с помощью сертифицированного
прибора ЭКГ АПК «Веда-пульс». С каждым испытуемым регистрация проводилась индивидуальным
образом, в среднем регистрация ЭКГ длилась 5 минут. Характеристики поведения обследованной
группы школьников Санкт-Петербурга обладают высокой степенью схожести со всеми остальными
обследованными группами сверстников Москвы и Липецка. Частотно-спектральные параметры ЭКГ,
зарегистрированные в отдельном эксперименте, отличаются высокой вариативностью, максимальная
групповая вариативность показана для низкочастотной полосы (LF) спектра R-R-интервалов.
Обнаружена высоко достоверная положительная связь приоритетных интересов в Интернете с мощностью
спектра всех частотных полос и с полом испытуемых. Успеваемость учащихся положительным образом и
высоко достоверно коррелирует с мощностью сверхнизкочастотной полосы (VLF)и отрицательным
образом с мощностью низкочастотной полосы (LF). Результаты обсуждаются в контексте взаимосвязей
успеваемости, пола и интересов учащихся в Интернете с активностью их симпатической и
парасимпатической компоненты ВНС и центрального звена регуляции ЧСС.
The modern literature records a high relevance of diagnosing the deterioration
of the psychological health of the younger generation in conditions of accelerated
digitalization, determined by psycho-emotional stress and is associated with the functions of
the autonomic nervous system (ANS), the role of which has not been studied either in the
formation of over-involvement with the Internet, or in determining the success of the
development of educational programs by modern youth. One of the most important markers for
assessing the activity of the ANS is the heart rate and its variability. Thus, the purpose of
our work can be defined as the study of the relationship of heart rate parameters (R-R
intervals) with the characteristics of digital preferences of adolescents. It is assumed that
the choice of activities on the Internet, as well as the time spent on leisure, have certain
connections with the characteristics of R-R intervals and its variability, with the predominance
of activity of the parasympathetic or sympathetic links of the ANS. The study was carried out
during the COVID-19 pandemic in 2021, which aggravated the psycho-emotional state of students.
The author’s questionnaire “Digital preferences of modern teenagers” was used in the work, which
had previously been tested on schoolchildren in Moscow. In a separate experiment on a part of
the total sample of students (n = 24), a R-R intervals was recorded using a certified ECG device
of the APK “Veda-pulse”. Registration was carried out individually with each subject, on
average, ECG registration lasted 5 minutes. The characteristics of the behavior of the surveyed
group of St. Petersburg schoolchildren have a high degree of similarity with all other surveyed
groups of peers in Moscow and Lipetsk. The frequency-spectral parameters of the R-R- interval’s
variability in a separate experiment are characterized by high variety, the maximum group
variety is shown for the low frequency band (LF) of the spectrum of R-R intervals. A highly
reliable positive relationship of priority interests on the Internet with the power of the
spectrum of all frequency bands and with the gender of the subjects was found. Students'
academic performance correlates positively and with highly reliably with the power of the super
low frequency band (VLF) and negatively with the power of the low frequency band (LF). The
results are discussed in the context of the interrelationships of students' academic
performance, gender and interests on the Internet with the activity of their sympathetic and
parasympathetic components of the ANS and the central link of heart rate regulation.

Копылова Н.М., Фаустова И.В., Комлик Л.Ю.. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена изучению проблемы личностной тревожности в младшем школьном
возрасте и ее взаимосвязи с самооценкой. Актуальность исследования связана с тем, что именно в
младшем школьном возрасте максимально интенсивно идет развитие ребенка как активного субъекта,
познающего окружающую действительность и самого себя, со своими собственными взглядами и
самоотношением. В современном мире школьники, особенно дети младшего школьного возраста,
достаточно часто испытывают различные виды тревожности, которые могут повлиять не только на их
уровень самооценки, самоуважения, но и на процесс формирования личности в целом. Если в этом
возрасте ребенок не приобретет, не впитает в себя восторга познания, не достигнет необходимых
умений и навыков учиться, не приспособится дружить, не поверит в собственные силы и возможности,
то дальнейший путь формирования личности будет затруднен. Личностная тревожность, как правило,
порождается неблагоприятными социально-психологическими условиями. В некоторых случаях ребенок
буквально вырастает в тревожно-подозрительной психологической атмосфере семьи и школы, в которой
сами родители и педагоги подвержены постоянному страху, тревогам и опасениям. Ребенок заражен
таким настроением и получает нездоровую форму реакции на внешний мир, в таком случае духовный
рост, нравственное становление, моральный облик деформируются. С целью изучения взаимосвязи
самооценки и личностной тревожности у младших школьников был использован комплекс
диагностических методик: методика «Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан), «Шкала
оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин),
«Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина). Результаты
исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной
тревожностью, склонны остро переживать угрозу своей самооценки. Психологическое обследование
четвероклассников показало, что обычно особенно тревожным детям свойственна заниженная
самооценка, она диагностирована приблизительно у 30 % выборки.
The article studies the problem of personal anxiety at primary school age and
its relationship with self-esteem. The relevance of the study is due to the fact that it is at
primary school age that the child develops most intensively as an active subject, perceiving the
surrounding reality and themselves, with his own views and self-attitude. In the modern world,
schoolchildren, especially children of primary school age, quite often experience various types
of anxiety, which can affect not only their level of self-esteem and self-respect, but also the
process of personality formation as a whole. If at this age the child does not acquire, does not
absorb the delight of knowledge, does not achieve the necessary skills and abilities to learn,
does not adapt to make friends, does not believe in their own strengths and capabilities, then
the further path of the personality formation will be difficult. Personal anxiety, as a rule, is
generated by unfavorable socio-psychological conditions. In some cases, a child literally grows
up in an anxious and suspicious psychological atmosphere of family and school, in which parents
and teachers themselves are subject to constant fear, anxiety and apprehension. The child is
infected with such a mood and receives an unhealthy form of reaction to the outside world, in
which case spiritual growth, moral development, and moral character are deformed. In order to
study the relationship between self-esteem and personal anxiety in younger schoolchildren, a set
of diagnostic methods was used: the Dembo-Rubinstein method (modified by A.M. Prikhozhan), the
“Scale for assessing the level of reactive and personal anxiety” (authors C.D. Spielberger, Yu
L. Khanin), “Personal scale of manifestations of anxiety” by J. Taylor (adapted by T.A.
Nemchin). The results of the study showed that children with increased levels of anxiety, namely
with personal anxiety, tend to acutely experience a threat to their self-esteem. A psychological
examination of fourth-graders showed that especially anxious children are usually characterized
by low self-esteem; it was diagnosed in approximately 30 % of the sample.

Черенкова Л.В., Соколова Л.В.. ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ: НОВЫЙ ПОДХОД К ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИРОДЫ АНТИЦИПАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Системный функционально-регуляторный подход сыграл большую роль в выявлении
общих закономерностей антиципационной деятельности, в признании антиципации одним из базовых
свойств психического. С этой точки зрения особый интерес представляет концепция А.А. Ухтомского
об интегральном образе, которая является неотъемлемой частью его учения о доминанте как главном
системообразующем принципе организации поведения и психики человека. Интегральный образ как
продукт доминанты выступает в роли некой предвосхищающей схемы, предопределяющей вектор и
характер будущей деятельности. Динамическое развитие интегрального образа можно представить как
ряд последовательных и иерархически организованных уровней преобразования психического.
Концепция Ухтомского впервые дает целостную платформу для объяснения природы антипационной
деятельности и тех системных когнитивных дефицитов, которые имеют место при нарушениях развития.
При этом доминирующая потребность выступает в качестве основного условия перехода сенсорного
образа как некой обобщенной репрезентации из потенциального образования в активно действующий
компонент формирования антиципационных схем поведения. Созданная на основе синтеза
естественнонаучных и гуманитарных знаний о природе человека, концепция интегрального образа
являет собой пример комплексного междисциплинарного подхода к проблемам изучения базовых основ
психической деятельности человека и в настоящее время может выступать как новая парадигма в
изучении проблем антиципации.
The systemic functional-regulatory approach played a big role in identifying
the general patterns of anticipatory activity and in recognizing anticipation as one of the
basic properties of the psyche. From this point of view, the concept of A.A. Ukhtomsky about the
integral image, which is an integral part of his doctrine of the dominant as the main
system-forming principle of the organization of human behavior and psycheб is of particular
interest. The integral image, as a product of the dominant, acts as a kind of anticipatory
scheme that predetermines the vector and nature of future activity. The dynamic development of
the integral image can be represented as a series of successive and hierarchically organized
levels of mental transformation. Ukhtomsky's concept for the first time provides a holistic
platform for explaining the nature of anticipating activity and those systemic cognitive
deficits that occur in developmental disorders. In this case, the dominant need acts as the main
condition for the transition of a sensory image as a certain generalized representation from a
potential formation into an active component of the formation of anticipatory schemes of
behavior. Created on the basis of a synthesis of natural science and humanities knowledge about
human nature, the concept of an integral image is an example of a comprehensive
interdisciplinary approach to the problems of studying the basic foundations of human mental
activity and can currently act as a new paradigm in the study of anticipation problems.

Сидорякин Р.В., Шарапов В.В.. ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Исследование, результаты которого опубликованы в предлагаемой научной статье,
затрагивает проблему формирования этнической идентичности шести этносов, проживающих в
Республике Татарстан. В ходе изучения этнической идентичности также были описаны
психолого-педагогические условия ее формирования с учетом специфики макрорегиона - Среднего
Поволжья. Этническая идентичность в рамках статьи трактуется как социально-психологическая
категория. Соответственно, основная цель исследования заключалась в выделении тех
социально-психологических детерминант, которые сопряжены с процессом становления этнической
идентичности населения в Республике Татарстан, выступающей примером поликультурного,
полиэтнического и многоконфессионального региона. По результатам проведенного исследования с
участием 300 респондентов, эквивалентно представляющих 6 этносов (русские, мордва, чуваши,
татары, казахи и армяне), проживающих в Республике Татарстан, и применением комплекса
диагностических методик установлено, что в целом среди представителей населения Республики
Татарстан доминируют тенденции этнорелятивизма, которые поддерживаются рядом
социально-психологических факторов. Показано положительное влияние психолого-педагогических
усилий, направленных на: поддержание позитивного образа представителей разных этносов по фактору
«оценка», поддержание высокого уровня этнической толерантности в Республике, эмотивной
детерминанты (эмоциональное восприятие представителей своего этноса), передачу этнических
особенностей будущим поколениям, а также на поддержание языкового многообразия. Выявлены
различия в типе этнической идентичности у представителей разных этносов, проживающих на
территории региона, которые имеют собственные социально-психологические детерминанты. Определены
дальнейшие перспективы психолого-педагогической и социально-психологической работы по
поддержанию этнической толерантности в полиэтническом, билингвальном и многоконфессиональном
регионе.
The study, the results of which are published in the proposed scientific
article, touches upon the problem of ethnic identity formation of six ethnic groups living in
the Republic of Tatarstan. In the course of the study of ethnic identity, psycho-pedagogical
conditions of its formation were also described, taking into account the specifics of the
macro-region - the Middle Volga region. Ethnic identity within the framework of the article is
treated as a socio-psychological category. Accordingly, the main purpose of the study was to
identify those socio-psychological determinants that are associated with the process of
formation of ethnic identity of the population in the region of the Republic of Tatarstan, which
is an example of a multi-cultural, multi-ethnic and multi-confessional region. According to the
results of the conducted research with the participation of 300 respondents, equivalently
representing 6 ethnic groups (Russians, Mordva, Chuvash, Tatars, Kazakhs and Armenians) living
in the Republic of Tatarstan, and using a set of diagnostic techniques it is established that in
general among the representatives of the population of the Republic of Tatarstan the tendencies
of ethno-relativism dominate, which are supported by a number of socio-al-psychological factors.
The positive influence of psychological and pedagogical efforts aimed at: maintaining a positive
image of representatives of different ethnic groups according to the factor “evaluation”,
maintaining a high level of ethnic tolerance in the Republic, the emotive determinant (emotional
perception of representatives of their ethnic group), as well as the transmission of ethnic
characteristics to future generations, as well as the maintenance of linguistic diversity. The
differences in the type of ethnic identity among representatives of different ethnic groups
living in the region, which have their own social-psychological determinants, have been
revealed. Further prospects of psychological, pedagogical and socio-psychological work to
maintain ethnic tolerance in a poly-ethnic, bi-lingual and multi-confessional region have been
determined.

Агибалов А.С.. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Раскрыты основные положения и сущностные характеристики критериального подхода
в формировании профессиональных компетенций фармацевтической логистики у студентов медицинского
института в условиях цифровизации здравоохранения и фармации. Уделено внимание задачам, стоящим
перед цифровым здравоохранением, в том числе по обеспечению его кадрами, владеющими
компетенциями фармацевтической логистики. Охарактеризована динамическая логистика в
фармацевтической отрасли, сфокусированная на потребителе. Раскрыта роль логистического оператора
в товаропроводящей цепочке на фармацевтическом рынке, о которой должны иметь представление
будущие специалисты в области фармацевтической логистики. Путем теоретического анализа выделены
и описаны критерии процесса формирования профессиональных компетенций фармацевтической логистики
у студентов: мотивационно-ценностный, деятельностно-коммуникационный в цифровой среде,
профессионально-рефлексивный, информационно-культурный. Подчеркнута связь критериев с
показателями и уровнями сформированности профессиональных компетенций фармацевтической логистики
у студентов медицинского института. Предлагается использование выделенных критериев
преподавателями образовательных организаций высшего образования в рамках применения
педагогической технологии, основанной на принципах концептуальности, управляемости,
процессуальности, праксиологичности (практической применяемости). Сосредоточено внимание на
применении преподавателями цифровых технологий в подготовке студентов к будущей профессиональной
деятельности. Раскрыта значимость систематизации практико-ориентированного учебного материала,
раскрывающего суть логистического процесса в фармации. Научная новизна статьи заключается в
раскрытии содержания критериального подхода в формировании профессиональных компетенций
фармацевтической логистики у студентов медицинского института, которые необходимы будущим
специалистам в условиях цифровизации здравоохранения и фармации. Статья представляет интерес для
преподавателей образовательных организаций высшего образования, аспирантов, соискателей,
студентов медицинских институтов и может быть использована для проведения научно-педагогических
семинаров.
The basic provisions and essential characteristics of the criterion approach in
the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students of medical
school in the conditions of digitalisation of health care and pharmacy economics are disclosed.
Attention is paid to the tasks facing digital health care, including the provision of its staff
with competences of pharmaceutical logistics. Dynamic logistics in the pharmaceutical sector,
focused on the consumer, is characterised. The role of the logistics operator in the supply
chain in the pharmaceutical market, which future specialists in the field of pharmaceutical
logistics should have an idea of, is revealed. By means of theoretical analysis the criteria of
the process of the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students
are identified and described: motivational-value, activity-communication in the digital
environment, professional-reflexive, information-cultural. The connection of criteria with
indicators and levels of formation of professional competences of pharmaceutical logistics in
students of medical school is emphasised. The use of the selected criteria by teachers of
educational organisations of higher education within the framework of application of pedagogical
technology based on the principles of conceptuality, manageability, processuality, praxiological
(practical applicability) is proposed. The focus is on the application of digital technologies
by teachers. We focus attention on the application of digital technologies by teachers in the
preparation of students for future professional activity. The significance of systematisation of
practice-oriented teaching material revealing the essence of the logistics process in pharmacy
is revealed. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the content of the
criterion approach in the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in
students of medical school, which are necessary for future specialists in the conditions of
digitalisation of health care and pharmacy economy. The article is of interest for teachers of
educational organisations of higher education, postgraduates, applicants, students of medical
institutes and can be used for scientific and pedagogical seminars.

Буланкина Н.Е.. КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ И НОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

В статье раскрывается поиск путей и способов актуализации проблемы культурного
самоопределения и самореализации человека в глобальном поликультурном мире, осуществляемый
исследователями в пространстве: а) новых вызовов - «установка на лидерство», б) новых требований
- «культурная аутентичная коммуникация в царстве речевого мышления», в) новой ответственности -
«непрерывное профессиональное обучение как ценность». Цель заключается в обосновании
аксиологического подхода к формированию поликультурной картины мира личности обучающихся в
условиях новых требований и новой ответственности в событийной информационно-образовательной
среде интенсивной интеракции. Исследовательский поиск осуществляется с использованием
критического анализа содержательных и технологических аспектов аксиологизации образования -
обучения и воспитания, - результаты которого становятся основанием для культивирования
ценностных направлений культурно-ориентированной событийной среды непрерывного профессионального
становления педагога как наставника в свете воспитательной парадигмы с акцентом на разработку
духовных ценностей и нравственных потребностей личности. При этом культурное самоопределение
личности и ее духовно-нравственное становление связываем с формированием языковой личности в
глобальном пространстве поликультур и полиязычий образовательного процесса и образования в
целом. Положительные результаты многолетнего авторского опыта апробации и внедрения
теоретических основ культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном
пространстве используются в качестве механизма при разработке ценностной модели формирования
лингводидактической готовности учителя иностранных языков к реализации культурной коммуникации в
пространстве непрерывного профессионального развития лидерских качеств педагога-наставника.
Научная значимость включает описание применимости принципов аксиологии образования при
разработке параметров образовательной среды системной интеракции в рамках регионального проекта
по обеспечению единой научно-методической поддержки и сопровождения педагогов-наставников.
Теоретическая значимость состоит в уточнении понятия психологического равновесия/баланса как
основы культивирования дидактической готовности педагога-наставника молодых. Практическая
значимость обеспечена дидактическими и методическими рекомендациями по созданию условий
культурной коммуникации в ракурсе дополнительных программ профессионального роста учителя.
Результаты исследования. Определены ценностные доминанты моделирования коммуникативных стратегий
и тактик педагога-наставника в пространстве психологического равновесия и позитивной интеракции
в целях культурного самоопределения и языковой/речетворческой деятельности педагога-наставника
как личности лидера, отвечающего на новые вызовы и новые требования современного поликультурного
мира. Культурное самоопределение педагога-наставника в данном исследовании рассматривается как
непрерывный процесс языковой/речетворческой самореализации, который может состояться на трех
уровнях: содержательном, технологическом и критериально-оценочном. Искомый процесс возможен,
если соблюдается ведущий принцип ценностно-значимой культурно-исторической теории Л.С.
Выготского относительно роли мышления и речи в интеллектуальной архитектонике деятельности
учителя. Лидерство, коммуникативность как продуктивное рече/творчество и непрерывность в
обучении и профессиональном образовании - ведущие условия формировании дидактической готовности
к культурной самореализации в аспекте духовно-нравственного воспитания молодежи.
The article focuses on finding ways and means of cultural self-determination
and self-realization of a personality in the global multicultural world, carried out in terms of
new challenges to leadership, new requirements of cultural authentic communication, and speech
thinking, and new responsibility in the spaces of continuous professional training as a dominant
value. The purpose of the article is to substantiate the axiological approach to the formation
of a multicultural picture of the world of the personality in the aspect of new requirements and
new responsibilities in the event-based information and educational environment of intensive
interaction . Methodology and methods of research include a critical analysis of the content and
technological aspects of the axiology of education - training and education, the results of
which become the basis for cultivating the value aspects of a culture oriented event environment
of the continuous professional development of a mentor in terms of the educational paradigm with
an emphasis on the development of spiritual values and moral needs of the personality. At the
same time, we associate cultural self-determination of the personality and its spiritual and
moral formation with the formation of a linguistic personality in the global space of
multicultures and multilingualism of the educational process and education as a whole. The
positive results of the author’s longitudinal approbation and implementation of the theoretical
foundations of cultural self-determination of the personality are used as a mechanism for
developing a value model for the formation of a lingua didactic readiness of a foreign language
teacher to implement authentic communication within the continuous professional development of
leadership qualities of a teacher-mentor. The scientific significance includes a description of
the application of the principles of the axiology of education in the development of the
parameters of the educational environment of the interaction within the framework of a regional
project to provide unified scientific and methodological support for teachers-mentors. The
theoretical significance is in clarifying the concept of psychological balance as the basis for
cultivating the didactic readiness of a teacher as mentoring the youth . Practical significance
is in didactic and methodological reports for creating the conditions for cultural communication
within additional professional programs for teachers. The results of the study. The value
dominants of modeling the communicative strategies and tactics of mentoring in the space of
psychological balance and positive interaction for the purpose of cultural self-determination
and linguistic/speech-making activity of a mentor as a leader who responds to new challenges and
new requirements of the current multicultural world are determined. In conclusion the paper
states that cultural self-determination of the personality as a continuous process of
linguistic/speech-making self-realization can take place at three levels - Content, Technology,
and Criteria/Evaluation. This process is possible if the leading principle of the
value-significant culture & historic theory of L.S. Vygotsky, regarding the role of thinking
and speech in the intellectual architectonics of the teacher’s activity is observed. Leadership,
communication skills as productive speech/creativity and continuity in training and professional
education are the leading factors in forming the system of didactic readiness for cultural
self-determination of the personality in terms of spiritual and moral education of the youth.

Волынкина Н.В., Духанин М.М.. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье раскрывается проблема формирования ценностно-нравственной сферы
будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза, отражающаяся в противоречиях на
концептуальном, организационном и методическом уровнях. Данный феномен рассматривается как
поликомпонентная система интегративных диалектически взаимообусловленных качеств, обеспечивающих
интериоризацию ценностно-нравственных постулатов государства во внутренние установки и личные
убеждения, самостроительство личности на основе традиций русского офицерства и исторических
знаний о подвигах российских летчиков в Великой Отечественной войне и современных локальных
войнах, наличие внутренних ценностно-нравственных «весов», определяющих выбор поступка героя,
его готовности к самопожертвованию, осознание себя как «Я - офицер России». Исследуется
ценностное воспитание и соответствие взглядов исследователей в отношении привития ценностей в
аспекте военного учебного заведения. Акцентируется внимание на частичной возможности адаптации
некоторых концепций ценностного воспитания и аргументируется данный подход при формировании
будущих кадровых офицеров. Определяются аспекты нравственного воспитания и приводятся
составляющие нравственных качеств офицера, которые носят обособленный характер. Акцентируется
внимание на педагогических проблемах, которые связаны с формированием личности будущего офицера
и адаптации нравственных аспектов на конкретных исторических примерах. Приводится аргументация
важности личности педагога, который должен обладать всеми признаками и качествами офицера.
Рассматривается несоответствие профессиональной подготовки кадровых офицеров и достижения
искомых ценностно-нравственных качеств в процессе воспитательной работы в аспекте распределения
профильной подготовки по времени. Аргументируется необходимость и целесообразность
восстановления принципа преемственности при поступлении в военные вузы после военных
общеобразовательных организаций, исходя из ценностных и нравственных соображений. В качестве
альтернативы предлагается формирование воспитательной системы, которая на начальном этапе могла
бы создать условия для приведения ценностно-нравственных качеств курсантов к базовому уровню.
Определяется важность разработки и внедрения единой воспитательной системы, содержащей общий и
прикладной компоненты. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище
летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» обосновывается целесообразность использования
наработанного опыта для реализации подобной единой воспитательной системы и формирования будущих
кадровых офицеров, которые отличаются не только базовыми ценностно-нравственными, но и
моральными качествами в соответствии с родом войск.
The article deals with the problem of future pilots’ value and moral sphere
formation in the educational process of a higher military school, which reflects in the
contradictions of conceptual, organizational and methodical levels. This phenomenon is
considered as a multi-component system of integrative dialectically interdependent qualities
that ensure the internalization of the value-moral postulates of the state into internal
attitudes and personal beliefs, self-building of the individual based on the traditions of
Russian officers and historical knowledge about the exploits of Russian pilots in the Great
Patriotic War and today’s local wars, the presence of internal value-moral “scales” that
determine the choice of hero’s act, their readiness for self-sacrifice, awareness of themselves
as “I am an officer of Russia”. The article examines the value education and the correspondence
of the views of researchers regarding the instillation of values in the aspect of a military
educational institution. Attention is focused on the partial possibility of adapting some
concepts of value education and this approach is argued in the formation of future career
officers. The aspects of moral education are determined and the components of the officer’s
moral qualities, which are of a separate nature, are given. The attention is focused on
pedagogical problems that are associated with the formation of the personality of the future
officer and the adaptation of moral aspects on specific historical examples. The argumentation
of the importance of the personality of the teacher, who must have all the characteristics and
qualities of an officer, is given. The article considers the discrepancy between the
professional training of career officers and the achievement of the desired value and moral
qualities in the process of educational work in the aspect of the distribution of profile
training over time. The necessity and expediency of restoring the principle of continuity when
entering military universities after military educational organizations is argued based on value
and moral considerations. As an alternative, the formation of an educational system is proposed,
which at the initial stage could create conditions for bringing the value and moral qualities of
cadets to the basic level. The importance of developing and implementing a unified educational
system, which contains general and applied components, is determined. On the example of
Krasnodar Higher Military School of pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov the
expediency of using the accumulated experience for the implementation of such a unified
educational system and the formation of future career officers who differ not only in basic
values and moral qualities, but also moral qualities in accordance with the branch of the armed
forces.

Архангельская Н.Н., Крикунов А.Е., Карташова В.Н.. ЛАТЫНЬ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность настоящей статьи состоит в научном осмыслении функционирования
латинского языка как учебного предмета в современной европейской школьной системе. Латинский
язык является ключевым предметом в рамках европейской традиции. Латынь - в древности основной
язык в Западной Европы, а затем и в Центральной Европе, язык церкви, школы, науки и образования.
В настоящее время проблемы преподавания латинского языка находятся в центре внимания школьной
общественности, педагогов, ученых. Цель статьи - выявить новый вектор в методологии обучения
латинскому языку как учебному предмету в европейской школьной системе, обозначив актуальные
тенденции. Основными методами являются анализ зарубежной и отечественной научной литературы и
изучение опыта обучения латинскому языку в Европе. Также рассмотрены документы Совета Европы. В
статье представлен анализ образовательной ситуации и выявлен ряд актуальных тенденций в обучении
латинскому языку в школьной системе отдельных стран (Германия, Великобритания, Швейцария). В
настоящее время гимназии и большинство общеобразовательных школ Германии предлагают латынь как
обязательный, обязательный факультативный или факультативный предмет. Латинский язык получает
свою педагогическую легитимность в качестве универсального базового предмета для будущих
студентов университета. Методика преподавания данного предмета со временем сильно изменилась.
Текущие дидактические задачи включают в себя переход к образовательным стандартам и
компетенциям, сохранение базовых лингвистических знаний в более короткие сроки, консолидацию
методов латинско-немецкого перевода. Эпоха цифровой трансформации общества внесла изменения в
обучающие технологии латинскому языку. Кроме того, растущая миграция заставила обратить внимание
на культурологический компонент содержания образовательной программы по латинскому языку в
дополнение к собственно лингвистическому компоненту, а также на интеграцию обучающихся, для
которых немецкий язык не является родным. В заключение делается вывод о неоднозначности оценок
латинского языка как предмета в современной европейской системе школьного образования.
The relevance of this article consists in a scientific understanding of the
functioning of the Latin language as an academic subject in the modern European school system.
Latin is a key subject within the European tradition. Latin was in ancient times the main
language in Western Europe and then in Central Europe, the language of the church, school,
science and education. Currently the problems of teaching Latin are in the focus of attention of
the school community, teachers, scientists. The purpose of the article is to identify a new
vector in the methodology of teaching Latin as an academic subject in the European school
system, identifying current trends. Methodology and methods of research. The methodological
basis is the analysis and synthesis of foreign and domestic scientific literature, the study of
the experience of teaching Latin in Europe. The documents of the Council of Europe have also
been studied. The article presents an analysis of the educational situation and identifies a
number of current trends in teaching Latin in the school system of individual countries
(Germany, Great Britain, Switzerland). Currently, gymnasiums and most general education schools
in Germany offer Latin as a compulsory, compulsory optional or optional subject. Teaching Latin
claims its pedagogical legitimacy as a universal basic subject for future university students.
The methodology of teaching this subject has changed a lot over time. Current didactic tasks
include the transition to educational standards and competencies, the preservation of basic
linguistic knowledge in a shorter time, the consolidation of Latin-German translation methods.
The era of digital transformation of society has made changes in Latin language teaching
technologies. In addition the increasing migration has focused attention on strengthening the
cultural component of the content of the educational program in Latin in addition linguistic and
integration of students for whom German is not their native language. In conclusion, it is
concluded that there is ambiguity in assessing the importance of the Latin language in the
modern European school system.

Хунлей Сяо, Цзявань Линь, Кудинов С.С., Кудинов С.И., Михайлова О.Б.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ

Патриотическое воспитание является основой духовно-нравственного развития
личности. Актуальность статьи заключается в рассмотрении кросс-культурных основ патриотического
воспитания в музыкальном образовании в России и Китае. Цель данной научной работы - на основе
теоретико-методологического анализа обосновать и предложить к внедрению основные направления
патриотического воспитания в современном музыкальном образовании. В содержании представлен
теоретический анализ понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «патриотическое
воспитание», «патриотизм». На основе анализа современной научной литературы российских и
китайских авторов рассмотрены основные подходы к формированию и развитию патриотизма в
музыкальном образовании в России и Китае. Авторами статьи обоснованы и раскрыты посредством
сравнительного анализа и сопоставления ведущие психолого-педагогические направления
патриотического воспитания в современном музыкальном образовании: 1) развитие
психолого-педагогических компетенций в области патриотического воспитания у учителя музыки; 2)
разработка и внедрение новых технологий музыкального образования в использование потенциала
народной музыки и народной песни; 3) создание новых форм и методов в изучении музыкальных
произведений национальной классической музыки, созданной в различные исторические периоды; 4)
введение в практику музыкального образования современного репертуара, патриотических музыкальных
произведений. В заключении представлены перспективные траектории развития технологий
патриотического воспитания в музыкальной психологии и педагогике в России и Китае, по которым
могут развиваться дальнейшие международные исследования российских и китайских ученых и
практиков музыкального образования.
Patriotic education is the basis for the spiritual and moral development of the
individual. The relevance of the article lies in the consideration of the cross-cultural
foundations of patriotic education in music education in Russia and China. The purpose of this
scientific work is to justify and propose for the implementation the main directions of
patriotic education in modern music education on the basis of theoretical and methodological
analysis. The content also presents a theoretical analysis of the concepts of education, moral
education, patriotic education, patriotism. Based on the analysis of modern scientific
literature by Russian and Chinese authors, the main approaches to the formation and development
of patriotism in music education in Russia and China are considered. The authors of the article
substantiate and reveal through comparative analysis and comparison the leading psychological
and pedagogical directions of patriotic education in modern music education: 1) development of
psychological and pedagogical competencies in the field of patriotic education in a music
teacher; 2) development and implementation of new technologies in musical education in using the
potential of folk music and folk songs; 3) creation of new forms and methods in the study of
musical works of national classical music created in various historical periods; 4) introduction
of a modern repertoire of patriotic musical works into the practice of music education. In
conclusion, promising trajectories for the development of technologies of patriotic education in
music psychology and pedagogy in Russia and China are presented, along which further
international research by Russian and Chinese scientists and practitioners of music education
can develop.

Левонюк Л.Е., Максимук Л.М.. ПУТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И РОДНОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА «ЛЕМАНТАРА» И.А. ГЛАДКОГО

В статье рассматриваются вопросы сохранения традиций белорусского народа,
передачи знаний о его культуре подрастающему поколению посредством учебных пособий,
предназначенных для изучения белорусского языка. На примере анализа «Лемантара» (букваря),
составленного И.А. Гладким (Адамом Варлыгой, 1890-1972 гг.), профессиональным учителем и
энтузиастом белорусского языка, показано, каким образом осуществлялось обучение родному языку и
культуре в семьях и школах, созданных для детей белорусского происхождения, проживающих вдали от
Родины. «Лемантар» состоит из двух частей, первая из которых написана на латинице, а вторая - на
кириллице, так как белорусы с давних времен пользовались двумя шрифтами. В букваре латинский
шрифт является ведущим или направляющим, поскольку с научной точки зрения он лучше всего
подходит для отражения выразительности звуков белорусского языка. Более того, такой порядок
обучения соответствует педагогическим и методическим требованиям, так как он представляет собой
единый комплекс с постепенным переходом от иностранного написания к родному языку со всеми его
особенностями. Представлен подробный фонетический, грамматический и лингвистический анализ
каждой из частей букваря. Особое внимание уделяется анализу содержательной стороны учебного
пособия, особенно его второй части. Подчеркивается, что обучение лингвокультурным реалиям
белорусского народа строится на основе стихотворений, бесед на различные темы, народных сказок и
притч, что способствует более глубокому пониманию менталитета белорусов, а также приобщению
детей к общечеловеческим ценностям. Сделан вывод, что учебные пособия, подобные «Лемантару»,
насыщенные богатым страноведческим и языковым материалом, передающие колорит жизни белорусского
народа, его быта, праздников, семейных и трудовых традиций, представляют особую актуальность,
так как, с одной стороны, воспроизводят этническую традицию, направленную на сохранение
национальной культуры, с другой - включают в себя интернациональные сюжеты, прочитываемые как
экзистенциально важные для любого человека.
The article discusses the issues of preserving the traditions of Belarusian
people, transferring knowledge about their culture to the younger generation through textbooks
intended for studying the Belarusian language. Using the example of the analysis of “Lemantar”
(primer book), compiled by I.A. Gladky (Adam Varlyga, 1890-1972), a professional teacher and
enthusiast of the Belarusian language, shows how the teaching of the native language and culture
was carried out in families and schools created for children of Belarusian origin living far
from their homeland. “Lemantar” consists of two parts, the first of which is written in Latin,
and the second in Cyrillic, since Belarusians have used both fonts for a long time. In the
primer, the Latin font is the leading or guiding one, since from a scientific point of view it
is best suited for reflecting the expressiveness of the sounds of the Belarusian language.
Moreover, this teaching order meets pedagogical and methodological requirements, since it is a
single complex with a gradual transition from foreign writing to the native language with all
its features. A detailed phonetic, grammatical and linguistic analysis of each part of the
primer is presented. Particular attention is paid to the analysis of the content of the
textbook, especially its second part. It is emphasized that teaching the linguistic and cultural
realities of the Belarusian people is based on poems, conversations on various topics, folk
tales and parables, which contributes to a deeper understanding of the mentality of Belarusians,
as well as introducing children to universal values. It is concluded that teaching aids like
“Lemantar”, rich in regional studies and linguistic material, conveying the flavor of the life
of Belarusian people, their lifestyle, holidays, family and work traditions, are of particular
relevance, because, on the one hand, they reproduce ethnic tradition aimed at preserving
national culture, on the other hand, include international subjects that are read as
existentially important for any person.

Одинцова Е.С., Мельниченко Н.П.. СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Главная задача при изучении русского языка как иностранного - это формирование
коммуникативной компетенции. На каждом занятии преподаватель разными средствами стимулирует
речевую деятельность обучающихся. Ситуация как категория методики преподавания ложится в основу
организации общения при обучении русскому как иностранному, а процесс обучения говорению
строится на непрерывной смене различных речевых ситуаций. Ситуативно-тематические задания
являются эффективным способом мотивации речевой деятельности, формирования и развития речевых
умений. С их помощью можно заинтересовать обучающихся, сосредоточить их внимание на конкретных
проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Они позволяют приблизиться
к реальным условиям общения, сформировать необходимые навыки для реализации коммуникативных
намерений в речевых ситуациях, отрабатывать речевые ситуации на разных этапах обучения русскому
языку как иностранному. Возвращение к пройденным темам способствует актуализации изученных
речевых и грамматических образцов и лексики по другим темам, соответствует принципу цикличности
учебного процесса, заключающемуся в переходе от количественного накопления знаний к
качественному преобразованию состояния готовности обучающегося решать учебные задачи на новом
уровне сложности. Такой подход ускоряет социокультурную адаптацию иностранных обучающихся,
повышает мотивацию к освоению русского языка, позволяет сделать занятия более разнообразными и
способствует формированию коммуникативной компетенции. Эффективность ситуативно-тематических
заданий зависит от их соответствия определенным критериям: актуальность тема, адресность, связь
с реальными ситуациями и т.д. Выполнению заданий предшествует разбор компонентов ситуации.
Постепенно ситуативно-тематические задания должны усложняться: поставленная проблема может
предполагать несколько решений, необязательно типичных. Содержание задания должно стимулировать
анализ ситуации, на основании которого делаются выводы, выражается личное мнение, выстраивается
позиция по отношению к поставленной проблеме.
The main task of learning Russian as a Foreign Language is the formation of
communicative competence. During each lesson, the teacher stimulates the speech activity of
students by different means. The situation as a category of teaching methodology forms the basis
of communication organization when teaching Russian as a Foreign Language, and the process of
teaching speaking is based on the continuous change of various speech situations.
Situational-thematic tasks are an effective way to motivate speech activity, the formation and
development of speech skills. With their help, you can interest students, focus their attention
on specific problems, prepare them for creative perception of the material being studied.
Situational-thematic tasks allow you to get closer to the real conditions of communication, to
form the necessary skills for the implementation of communicative intentions in speech
situations, to work out speech situations at different stages of learning Russian as a Foreign
Language. Returning to the topics covered contributes to the actualization of the studied speech
and grammatical patterns and vocabulary on other topics, corresponds to the principle of
cyclical learning process, which consists in the transition from quantitative accumulation of
knowledge to qualitative transformation of the state of readiness of the student to solve
educational tasks at a new level of complexity. This approach accelerates the socio-cultural
adaptation of foreign students, increases motivation to learn the Russian language, makes
classes more diverse and contributes to the formation of communicative competence. The
effectiveness of situationally thematic tasks depends on their compliance with certain criteria
(relevance of the topic, targeting, connection with real situations, etc.). The execution of
tasks should be preceded by an analysis of the components of the situation. Gradually,
situational-thematic tasks should become more complicated: the problem posed may involve several
solutions, not only typical. The content of the task should stimulate the analysis of the
situation, on the basis of which conclusions are drawn, personal opinion is expressed, a
position is built in relation to the problem posed.

Пилюгина А.А.. ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена проблеме формирования мягких навыков в процессе обучения
иностранному языку. Современным работникам присуще наличие большей автономии в принятии решений,
а также меньшее количество повторяющихся задач и необходимость работы с людьми на всех уровнях
организации труда. Такие изменения требуют дополнительного нового набора навыков для членов
организации. В результате выравнивания традиционной организационной иерархии работники на всех
уровнях теперь должны владеть «мягкими» навыками. Сегодня проблема формирования мягких навыков
остается актуальной в связи с недостаточной изученностью данного вопроса в педагогической
литературе. Мягкие навыки не являются педагогической проблемой, а относятся к сфере интересов
психологии. Поэтому поиск методик и технологий формирования данных навыков является до сих пор
актуальным. Мягкие навыки являются важной составной частью профессионализма специалиста любого
профиля. Понятие «мягкие навыки» имеет широкую трактовку, однако как европейские, так и
российские исследователи данной проблемы выделяют ряд общих для всех определений черт, а именно:
общение, критическое мышление, умение решать проблемы, креативное мышление, способность к
сотрудничеству, тайм-менеджмент, умение работать в команде, лидерство. Мягкие навыки
представляют собой совокупность надпрофессиональных навыков и качеств личности, востребованных
на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций. Автор статьи описывает
способы их формирования: прямой и опосредованный. Анализируя собственный педагогический опыт,
автор предлагает два инструмента формирования мягких навыков в процессе обучения иностранному
языку. Тренд-сессия выступает эффективным способом организации групповой работы, направленной на
формирование таких важных навыков, как умение общаться, работать в команде, умение организовать
эффективное сотрудничество. Форсайт-технология направлена на развитие умений предвидения
развития ситуации, планирования и организации сотрудничества.
The article is devoted to the problem of the formation of soft skills in the
process of teaching a foreign language. Modern workers are characterized by greater autonomy in
decision-making, as well as fewer repetitive tasks and the need to work with people at all
levels of labor organization. Such changes require an additional new set of skills for the
members of the organization. As a result of the alignment of the traditional organizational
hierarchy, employees at all levels must now possess “soft” skills. Today, the problem of the
formation of soft skills remains relevant due to the insufficient study of this issue in the
pedagogical literature. Soft skills are not a pedagogical problem, but belong to the sphere of
interests of psychology. Therefore, the search for methods and technologies for the formation of
these skills is still relevant. Soft skills are an important part of the professionalism of a
specialist of any profile. The concept of “soft skills” has a broad interpretation, however,
both European and Russian researchers of this problem identify a number of common features for
all definitions, namely: communication, critical thinking, problem-solving ability, creative
thinking, ability to cooperate, time management, ability to work in a team, leadership. Soft
skills are a set of supra-professional skills and personality qualities that are in demand in
the labor market for the effective implementation of professional competencies.The author of the
article describes the ways of their formation: direct and indirect. Analyzing his own
pedagogical experience, the author offers two tools for the formation of soft skills in the
process of teaching a foreign language. A trend session is an effective way of organizing group
work aimed at developing such important skills as the ability to communicate, work in a team,
and the ability to organize effective cooperation. Foresight technology is aimed at developing
the skills of foreseeing the development of the situation, planning and organizing cooperation.

Смирнова С.В.. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОМЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В условиях трансформации современного образования и вступления общества в эпоху
цифровизации возрастает роль университетов в развитии универсальных компетенций и гибких навыков
обучающихся. Способность к созидательной деятельности, творческому мышлению, умению находить
общий язык с представителями разных культур становится условием успешности не только специалиста
в профессии, но и личности в масштабе государства. А умение сочетать на профессиональном уровне
специальные и надпрофессиональные, коммуникативные, проектные навыки дает возможность говорить о
многомерности личности и образовательной реальности, соответствующей потребностям личности.
Освоение технологии проектирования в ходе обучения позволяет студентам не только организовывать
собственную созидательную результатоориентированную деятельность, но и развивать личностные
качества и гибкие навыки. Поэтому целью настоящей работы является обоснование проектной
технологии как инструмента многомерного образования, позволяющей достигать планируемые
результаты образования. Для достижения цели были использованы методы наблюдения и анализа
теоретических источников и сопоставления эмпирических данных. Также было проведено исследование
динамики уровня осознания и применения проектной технологии как гибкой компетенции среди
студентов, описаны полученные результаты. При этом многомерность как одна из качественных
характеристик высшего образования в настоящей работе рассматривается с позиций анализа миссий
университетов, преобладающего внимания к развитию гибких навыков и универсальных компетенций
студентов, а также цифровизации как объективной реальности. В результате проведенного
исследования можно сделать вывод о том, что система высшего образования в России, многомерная по
своей природе, должна строиться на проектных инструментах, для того чтобы быть способной
отвечать актуальным вызовам современности.
In the context of the transformation of modern education and the entry of
society into the era of digitalization, the role of universities in the development of universal
competencies and flexible skills of students is increasing. The ability to creative activity,
creative thinking, the ability to find a common language with representatives of different
cultures becomes a condition for the success not only of a specialist in the profession, but
also of a person on the scale of the state. And the ability to combine at a professional level
special and supra-professional, communicative, project skills allows us to talk about the
multidimensionality of the individual and the educational reality corresponding to the needs of
the individual. Mastering design technology during training allows students not only to organize
their own creative result-oriented activities, but also to develop personal qualities and
flexible skills. Therefore, the purpose of this work is to substantiate the project technology
as a tool of multidimensional education, which allows us to achieve the planned educational
results. To achieve this goal, methods of observation and analysis of theoretical sources and
comparison of empirical data were used. A study was also conducted on the dynamics of the level
of awareness and application of project technology as a flexible competence among students, and
the results obtained were described. At the same time, multidimensionality as one of the
qualitative characteristics of higher education is considered in this paper from the standpoint
of the analysis of the missions of universities, the prevailing attention to the development of
flexible skills and universal competencies of students, as well as digitalization as an
objective reality. As a result of the conducted research, it can be concluded that the higher
education system in Russia, multidimensional in nature, should be based on project tools in
order to be able to meet the current challenges of our time.

Рагожина О.А., Щербатых С.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается процесс профессионального развития как фактор
повышения качества общего образования и раскрываются подходы к профессиональному развитию
педагогов: профессиональное развитие педагогов как составляющая стратегии развития
образовательного учреждения; ориентация профессионального развития на достижение высокого
качества образования; экспертиза эффективности образовательной деятельности; организация
профессионального развития как коллективной деятельности на основе решения актуальных задач
стратегического развития; непрерывный и долговременный характер программ профессионального
развития и управление процессом профессионального развития. Определяются содержательные линии
профессионального развития. Раскрывается роль профессиональных педагогических сообществ как
важного инновационного ресурса развития образовательных учреждений, который позволяет им
совершенствовать свою деятельность и решать насущные задачи за счет активизации внутренних
резервов. Профессиональное педагогическое сообщество представляет собой самообучающуюся
организацию, которая характеризуется: управлением процессами обучения, включая подготовку,
переподготовку и повышение квалификации, самообучение персонала для развития компетенций и
расширения возможностей овладения современными и перспективными технологиями; вложением ресурсов
в процесс обучения и самообучения сотрудников, в совершенствование его деятельности,
содержательной и технологической вооруженности; поддержанием конкурентоспособности организации
за счет обеспечения высокого уровня профессионализма сотрудников как человеческого капитала и
главного ресурса. Для профессионального педагогического сообщества статус самообучающейся
организации означает следующее: управление самообучением педагогов, самообучение как способ
инновационного развития, самообучение как повышение качества образования и конкурентоспособности
организации, командное самообучение, стимулирование самообучения.
The article examines the process of professional development as a factor in
improving the quality of general education and reveals approaches to the professional
development of teachers: professional development of teachers as a component of the development
strategy of an educational institution; orientation of professional development to achieve high
quality education; examination of the effectiveness of educational activities; organization of
professional development as a collective activity based on solving urgent tasks of strategic
development; continuous and long-term nature of professional development programs and the
management of the professional development process. The content lines of professional
development are determined. The role of professional pedagogical communities as an important
innovative resource for the development of educational institutions is revealed, which allows
them to improve their activities and solve urgent tasks by activating internal reserves. The
professional pedagogical community is a self-learning organization, which is characterized by:
managing the learning processes, including its training, retraining and advanced training,
self-training of personnel to develop competencies and expand opportunities to master modern and
promising technologies; investing resources in the process of training and self-training of
employees, in improving its activities, content and technological equipment; maintaining the
competitiveness of the organization by ensuring a high level of professionalism of employees as
human capital and the main resource. For the professional pedagogical community, the status of a
self-learning organization means the following: management of self-learning of teachers,
self-learning as a way of innovative development, self-learning as improving the quality of
education and competitiveness of the organization, team self-learning, stimulating
self-learning.