Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №20 Том №4 (2012)
Влияние эмоционального интеллекта матери на интеллект ребёнка 3-5 лет
Целью работы была проверка гипотезы о связи эмоционального интеллекта матери с интеллектом ребенка. Было обследовано 50 детей в возрасте 3-5 лет. Средний возраст детей составил 4,0±0,5 лет. Кроме детей, были обследованы их матери (50 матерей, средний возраст составил 31,0±5,1 год). Интеллект детей оценивался с помощью батареи тестов. Матери детей заполнял опросник ЭмИн. Показано, что матери детей с высокими результатами выполнения теста Равена характеризуются более высокими значениями эмоционального интеллекта, в том числе лучшими возможностями управления чужими эмоциями, понимания своих эмоций, контроля экспрессии, внутриличностного эмоционального интеллекта, управления эмоциями, чем матери детей с более низкими значениями общего и невербального интеллекта. Показано, что у ребенка тем выше результаты ассоциативного тестирования, чем ниже внутриличностный эмоциональный интеллект матери.
Ключевые слова
интеллект, эмоциональный интеллект, дети, матери
The purpose of the article was the hypothesis checking about the mother's emotional intelligence influence on the child's intelligence. 50 children (mean age 4,0±0,5yr.) and their mothers (50 subjects, mean age 31,0±5,1yr.) were participants. Children intelligence was estimated with the set of the tests. Mothers filled the questionnaire EmIn (Lusin, 2004). It was shown, that mothers of the children with high level of the intelligence (Raven's test) are characterized with high level of the emotional intelligence (scales: other's emotion management, other's emotion understanding, expression control, intrapersonal emotional intelligence), then mothers of the children with low level of intelligence. The connections between the mother's emotional intelligence and children's verbal intelligence are reversed.
Key words:
intelligence, emotional intelligence, children, mothers
Список литературы
-
Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г.Гарднер. - М.: Вильямс, 2007
-
Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! [Текст] / В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
-
Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С 16-32.
-
Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб: Питер, 2010.
-
Николаева, Е.И. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку [Текст] / Е.И. Николаева, В.С. Меренкова // Психологический журнал. - 2012. - Т.33 - №4. - С.70-77.