Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №20 Том №4 (2012)
Аналитические и творческие способности в социальном контексте
В статье рассматривается эвристическая ценность концепции Я.А. Пономарева для разработки проблемы индивидуальных различий в социальном познании. В дифференциально-психологическом исследовании проверялась гипотеза о существовании индивидуальных различий в способностях к аналитической и холистической переработке информации и их соотношении с общими и социальными способностями. Использовались специально разработанные методики, предусматривавшие фиксацию точности и скорости ответа при переработке нейтральных стимулов (цифр) и социальных стимулов (изображений лиц и сцен социальных взаимодействий) в аналитическом и холистическом условиях. Выявлены латентные факторы аналитического и холистического способов переработки социальной информации и их соотношение с общим интеллектом, креативностью, эмоциональным интеллектом.
Ключевые слова
индивидуальные различия в социальном познании
The article considers heuristic value of Ya.A. Ponomaryov's theory with respect to individual differences in social cognition. The study tested the hypothesis about the existence of individual differences in analytic and holistic modes of information processing and their relation to general and social abilities. Specially constructed measures for processing of neutral stimuli (digits) and social stimuli (pictures of faces and social interactions) in analytic and holistic modes were used. The measures implied RT and accuracy measurement. Latent factors of analytic and holistic modes of social information processing were revealed as well as their correlations with general intelligence, creativity and emotional intelligence.
Key words:
individual differences in social cognition
Список литературы
-
Белова, С.С. В психометрических поисках социального интеллекта [Текст] / С.С. Белова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Издательство ИП РАН, 2009. - С. 187-215.
-
Люсин, Д.В. Феномен сензитивности к эмоциям разной модальности [Текст] / Д.В. Люсин, В.В. Овсянникова // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12 - 13 февраля 2009 г.); под ред. А.Л. Журавлёва, Т.И. Артемьевой. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 123-130.
-
Николаева, Е.И. Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации [Текст] / Е.И. Николаева, С.А. Буркова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 3 (№ 15). - С. 93-98.
-
Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983.
-
Пономарев Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976.