Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Кудрявцева Е.А.. Современные тенденции развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируется новый взгляд на детскую игру, основанный на предметно-тематическом интегрировании образовательных областей, учете метакоммуникативных связей
The article is devoted to the analysis of a new view on the children's game. It is based on the subject-matter integration of educational spheres and taking into account some metacommunicative connections.

Кузовлева Н.В.. Современные тенденции развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируется новый взгляд на детскую игру, основанный на предметно-тематическом интегрировании образовательных областей, учете метакоммуникативных связей.
The article is devoted to the analysis of a new view on the children's game. It is based on the subject-matter integration of educational spheres and taking into account some metacommunicative connections

Николаева Е.И., Меренкова В.С.. ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА[

В статье анализируются англоязычные работы, в которых представлены данные об изменении состояния ребенка благодаря обучению родителей. Обучение проводилось с родителями, у которых были дети раннего, дошкольного, младшего школьного возраста и подростки. Доказано, что максимальный эффект воздействия достигался благодаря работе с родителями, имеющими детей до 3 лет.
In the article the works describing the preventive parenting intervention in English are analyzed. The participants were parents with preschoolers, pupils of primary school and adolescents. It was shown, that maximal effect of intervention was reached with teaching parents of children before 3 years old.

Самсонов Ю.А., Крысанова Н.Ю. Становление понятия «педагогический потенциал» в современной педагогической теории

Проблема организации педагогического процесса является актуальной для профессиональной подготовки педагогов. Поэтому целью данной статьи является уточнение понятия «организация педагогического процесса». В статье представлен обзор видов организации педагогического процесса, раскрыты возможности сочетания циклической, блочной и поэтапной его организации (на примере обучения иноязычному аудированию регионоведческого материала) и показана важность осмысления педагогических терминов для профессиональной подготовки педагогов.
The problem of the organization of pedagogical process is actual for professional training of teachers. Therefore the purpose of this article is specification of concept «organization of pedagogical process».
Types of the organization of pedagogical process are presented in the article, possibilities of a combination of the cyclic, block and stage-by-stage organization (on the example of training in foreign-language listening of regional material) are opened and importance of judgment of pedagogical terms for professional training of teachers is shown

Вергунов Е.Г.. Количественный подход к оценке сформированности компетенции саморегуляции у студентов-психологов

В работе предлагается психофизиологический метод оценки компетенции «способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния»
The psychophysiological method of appreciation of competence «capacity and availability to cope with skills of analysis own activity and skills to use the methods of emotional and cognitive regulation (for optimization) own activity and psychological state»

Гасанова О.М.. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гасанова
This article is devoted to consideration of a problem of features of social intelligence of boys and girls of the advanced preschool age. The special attention is paid to the comparative analysis of levels of development of components of social intelligence in a context of gender distinctions of children 5-6 summer age.

Ильяшенко М.В.. Формирование культуры РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В статье рассматривается одна из важных проблем современного дошкольного образования - формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей культуры речевого общения старших дошкольников и методику формирования данного направления работы в условиях ДОУ.
In article one of the important problems of modern pre-school education is the formation of communicative culture of children of senior preschool age. The author offers the results of experimental work on the identification features of the communicative culture of the senior preschool children and method of formation of the given direction of work in the conditions of DOW.

Кожевникова О.А.. особенности интеллектуальной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Статья посвящена изучению психофизиологических особенностей когнитивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи. Испытуемыми были 30 детей с общими нарушениями речи, 20 детей без речевых нарушений, 14 детей со снятым речевым диагнозом. Был использован тест цветных прогрессивных матриц Равена, выполненный с фиксацией времени. Установлено, что успешное выполнение теста детьми с общими нарушениями речи в анамнезе требует больших временных затрат. Приведенные в статье результаты показывают, как важно учитывать эту особенность детей с речевыми нарушениями для будущего обучения и развития в образовательных учреждениях. Замедленная скорость приема и переработки информации могут послужить основой для построения индивидуальных программ коррекционных и развивающих занятий.
The article focuses on the study of psycho-physiological features of cognitive activities of preschool children with common speech disorders. The subjects were 30 children with common speech disorders, 20 children without speech disorders, 14 children with former speech disorder diagnosis. There was used the test of Raven's colored Progressive Matrices, the accomplishment time was fixed . It was proved that successful accomplishment of the test by the children with common speech disorders in anamnesis requires a lot of time. The results given in the article show that it is important to take into account this feature of children with common speech disorders for their future studies and development in educational institutions. Their low speed of receiving and processing information can be the basis for the construction of individual correctional programs and developing lessons.

Кулганов В.А., Самуйлова Н.Н.. ГЕНДЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ГИМНАЗИИ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В КЛАССЕ

В статье приводятся результаты исследования некоторых коммуникативно-личностных факторов, способных оказывать влияние на социометрический статус ученика в 11 классе гимназии. Ведущий среди них - фактор пола и связанные с ним привычные эмоциональные состояния, способы поведенческого реагирования и социальные установки. Выявлено влияние чувств вины и печали на эмоциональное лидерство и отвержение девушек. Для социометрического статуса юношей показана значимость переживаний гнева и протестных антигрупповых реакций.
The article presents a study of some communicative and personal factors that can influence the sociometric status of pupils per class in grade 11 school. Leading among them is the gender factor and related habitual emotional states and attitudes. Found that feelings of guilt and grief affect the emotional leadership and rejection of the girls in the school community. The authors demonstrate the importance of feelings of anger and negative behavioral responses to sociometric status boys.

Никулкина Д.В.. Анализ состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5-6 лет по пульсометрии

Целью исследования являлось изучение показателей сердечно-сосудистой системы дошкольников с помощью пульсометрии. В обследовании приняли участие 115 детей в возрасте от 5 до 6,5 лет. Представлен первый опыт использования инструментального метода «Пульстрим» в работе с детьми, который позволяет определить нормы и допустимый диапазон отклонений для взрослых людей. При изучении функциональных показателей организма дошкольников полученные данные анализировались, сравнивались с приведенными в программе «Пульстрим», и на этом основании были сделаны выводы об особенностях регуляции сердечно-сосудистой системы детей. Приведены нормы состояния сердечно-сосудистой системы для старших дошкольников.
The purpose of the research was to study the performance parameters of cardiovascular system preschoolers on the basis of pulsometry. 115 children (age 5-6,5 years) took part in the examination. It is the first experience of the use of the instrumental method «Pulstream» in work with children. The program sets the standards and permissible range of deviations for adults. The obtained data on functional indicators of an organism of preschool children were analyzed and compared with given in the program. On this basis conclusions were made on features of the regulation of cardiovascular system of children. In article are presented the first norms of a condition of cardiovascular system for older preschoolers.

Павлов К.И., Каменская В.Г.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК

Целью исследования является изучение факторной структуры влияния геокосмических и метеорологических условий на перцептивно-моторные реакции и распознавание цифровых символов разного размера на цветовом фоне у студенток 18-23 лет. С помощью факторного анализа определены наиболее значимые космофизические и метеорологические факторы, влияющие на когнитивную деятельность девушек, а именно: магнитное поле Солнца (SMF), скорость ветра и солнечная составляющая космических лучей (CR).
The aim of our investigation is to study the factor structure of influence of geocosmic and meteorological conditions on percepto-motorical reactions on an identification of numerical symbols of the different size on a colour background of 18-23-year-old students (females). The factorial analysis has determined the most significant geocosmic and meteorological factors which influence on cognitive activity of females, namely Solar Magnetic Field (SMF), speed of a wind and solar component of cosmic rays (CR).

Порфирьев В.А., Салыгин Ю.Н.. Выявление группы риска в отношении алкогольной зависимости у курсантов военного училища

Работа посвящена поиску методу выявления группы риска в отношении алкогольной зависимости у курсантов военного училища. Предложена и апробирована авторская анкета. Показана ее эффективность.
The article is devoted the methods of risk group description in alcoholic addiction among students of military schools. The special questionnaire is offered and tested. The efficiency of its use is shown

Сушкова И.В.. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. В материалах статьи представлено описание диагностических методик, характеристика критериев, показателей и уровней социально-личностного развития детей 6 -7 года жизни, а также результаты экспериментальной работы.
The content and the results of experimental work on the revealing of socially-personal features of the development of the senior preschool aged children are considered in the article. The description of diagnostic techniques, the characteristic of criteria, indicators and levels of socially-personal development of children at the age of 6-7 years old, and the results of experimental work are also given in the materials of this article.

Голикова Л.А.. МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье анализируется роль мотивации в процессе обучения иностранным языкам. Описываются типы мотивации и предлагаются методы мотивации студентов к обучению иностранному языку в техническом вузе.
The role of the motivation for the foreigner language learning is analyzed in the article. The types of motivation are described and methods of motivation activation of the students of technical institution of high education are offered. Описываются типы мотивации и предлагаются методы мотивации студентов к обучению иностранному языку в техническом вузе.

Гулевская О.Н.. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

The article presents the experience of the work in the school in connection with the introduction of the Federal State standard primary general education. The analysis of conditions and changes that are necessary for educational institution for implementation of the State Educational Standards of Second Generation is shown. The characteristic of school educational environment that is based on activity principle is given by the authors. The authors consider problems and perspectives of the work in the rural school in the conditions of transition of school to Federal State Educational Standards of the second generation.
The article presents the experience of the work in the school in connection with the introduction of the Federal State standard primary general education. The analysis of conditions and changes that are necessary for educational institution for implementation of the State Educational Standards of Second Generation is shown. The characteristic of school educational environment that is based on activity principle is given by the authors. The authors consider problems and perspectives of the work in the rural school in the conditions of transition of school to Federal State Educational Standards of the second generation.

Есенина Н. Е.. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена обучению профессионально-ориентированному иностранному языку в соответствии с деятельностным подходом. Речевая коммуникация и иноязычное информационное взаимодействие рассматриваются в условиях функционирования и непрерывного развития лингвосоциокультурной информационно-коммуникационной среды. Анализируются способы моделирования информационно-речевой деятельности в учебном процессе.
The present article is dedicated to vocationally-oriented foreign language teaching according to the activity approach. Speech communication and foreign language informational interaction are considered within functioning and continuous development of lingvosociocultural information and communication environment. The ways of information and speech activity modeling in educational process are analyzed.

Митрофанова Д.Г.. Культура умственного труда как показатель эффективности профессиональной социализации будущих бакалавров в период прохождения практики

В статье рассматриваются пути успешного прохождения педагогической практики будущими бакалаврами средствами методики воспитания культуры умственного труда. Это особый период в становлении профессиональной личности педагога.
In article ways of successful passage of student teaching by bachelors on means of a technique of education of culture of brainwork are considered. Literary and own data of the author testifies to a special role of the given period in formation of the professional person of the teacher.

Самсонов Ю.А., Крысанова Н.Ю.. организациЯ обучения иноязычному аудированию НА МАТЕРИАЛЕ регионоведЕНИЯ

Проблема организации педагогического процесса является актуальной для профессиональной подготовки педагогов. Поэтому целью данной статьи является уточнение понятия «организация педагогического процесса». В статье представлен обзор видов организации педагогического процесса, раскрыты возможности сочетания циклической, блочной и поэтапной его организации (на примере обучения иноязычному аудированию регионоведческого материала) и показана важность осмысления педагогических терминов для профессиональной подготовки педагогов.
The problem of the organization of pedagogical process is actual for professional training of teachers. Therefore the purpose of this article is specification of concept «organization of pedagogical process».
Types of the organization of pedagogical process are presented in the article, possibilities of a combination of the cyclic, block and stage-by-stage organization (on the example of training in foreign-language listening of regional material) are opened and importance of judgment of pedagogical terms for professional training of teachers is shown.

Сараева Т.П.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

статье описываются условия, необходимые для развития творческих способностей младших школьников в связи с переходом на новые образовательные стандарты
The article describes the conditions, which are necessary for the development of creative abilities of junior schoolchildren in the connection of the transition to the new educational standards.

Тренин Е.М.. Специфика преподавания иностранного языка в техническом вузе

Статья посвящена проблемам преподавания иностранного языка в технических вузах. Проводится сравнительный анализ систем обучения в разных странах. Предлагается несколько вариантов решения проблемы в российских вузах.
The problem of forging language teaching in technical high schools is analyzed in the article. The comparative analysis of the system of teaching is carried out. Some variances of problem decision for Russian institutes of high education are proposed.

Иванов А.М.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ патриотическоГО воспитаниЯ студентов

В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе, подчеркивается необходимость принятия мер по восстановлению прерванной преемственности исторического развития, дающей возможность опоры на богатейший отечественный духовный опыт, самобытный фундамент нравственно-религиозного и общественно-политического бытия. В связи с этим становится все более актуальным вопрос подготовки педагогических кадров, готовых к патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений России.
The question of patriotic education of the rising generation at the present stage is considered in the article, the necessity to appropriate measures of reconstruction of interrupted historical development continuity is underlined, which gives the opportunity to lean upon the richest national spiritual experience, original basis of moral, religious and socio-political existence. Thereby becomes actual the question about teaching staff training of teaching staff who is ready to provide patriotic upbringing of the students of Russian educational institutions.

Чуйкова Ж.В.. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Современный этап развития отечественного образования, связанный со сменой общественных приоритетов, актуализирует проблему осмысления педагогического наследия с целью сохранения исторической преемственности поколений и обеспечения национальной самоидентификации российского общества. Одним из основных вопросов идентификации является родной язык. Развитие речи - ядро всей системы воспитания в первые годы жизни ребенка, определяющее формирование умственных, нравственных и эстетических способностей ребенка. Автор статьи в целостном виде представила историко-педагогический анализ становления и развития системы обучения дошкольников родному языку в отечественной дошкольной педагогике. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование лучшего опыта обучения родному языку, заимствованного из прошлого, при условии его адаптации к требованиям современных образовательных программ дошкольного образования.
The current stage of development of education, associated with the change of social priorities, actualizes the problem of understanding the pedagogical heritage in order to preserve the historical continuity of generations and to ensure national self-identification of Russian society. A major issue is the identification - the native language. Language development is the core of the whole system of education in the early years of a child's life that determines the formation of the mental, moral, and aesthetic abilities of the child. The author presented in a consistent form of historical and pedagogical analysis of the formation and development of pre-school children learning their mother tongue in the national pre-school pedagogy. The results of the study allow us to recommend the best use of the experience of learning the native language, borrowed from the past, provided that it is adapting to the demands of modern educational programs of preschool education.