Кадровый состав кафедры дошкольного и специального образования

    Сушкова Ирина  Викторовна

    Сушкова
    Ирина Викторовна

    доктор педагогических наук,
    доцент, зав. кафедрой

    • Кафедра дошкольного и специального образования

    • Научная специальность: 13.00.07- теория и методика дошкольного образования.

    • Уровень образования: Высшее образование - специалитет

    • Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист дошкольного воспитания

    • Направление подготовки и (или) специальности: педагогика и психология (дошкольная)

    • Основные биографические данные:

      Окончила факультет педагогики и психологии (дошкольной) ЕГПИ в 1985г. Обучалась в аспирантуре МПГУ им. В.И.Ленина с 1988 по 1991 г. на кафедре дошкольной педагогики по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики; диплом исследователя АС № 010573; квалификация преподаватель-исследователь.
      В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию «Формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре» по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики МПГУ им В.И.Ленина.
      С 2003 г. по 2005 обучалась в докторантуре ЕГУ им. И.А. Бунина.
      В 2006 г. в ЕГУ им. И.А.Бунина защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях» (специальность 13.00.07- теория и методика дошкольного образования).

    • Повышение квалификации:

      1. «Основы безопасности жизнедеятельности и первая медико-санитарная помощь», 38 часов, 2017 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482406275385

      2. «Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования», 72 часа, 2017 год, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, удостоверение № 772406836845

      3. «Современные информационные технологии и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза», 72 часа, 2018 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482406840158

      4. «Организация мероприятий по противодействию коррупции в учреждениях высшего образования», 72 часа, 2019 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482408356108

      5. «Охрана труда и техника безопасности в образовательных учреждениях», 36 часов, 2019 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482409594735

      6. «Противодействие терроризму и экстремизму», 18 часов, 2019 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482409594987

      7. «Организация работы по гражданской обороне в образовательной организации», 72 часа, 2019 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482409595350

      8. «Научное и методическое обеспечение инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях», 36 часов, 2020 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482409595427

      9. «Организация мероприятий по противодействию коррупции в учреждениях высшего образования», 72 часа, 2020 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482403704150

      10. «Актуальные вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности», 28 часов, 2020 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482403704241

    • Общий стаж 32 года из них 32 года педагогический

    • Краткая аннотация научной деятельности:

      Руководство научным направлением «Теоретико-методологические, методические и организационные составляющие образовательных практик в современных системах дошкольного воспитания».
      Исследование проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, формирования начал нравственного сознания детей в ДОО.
      Руководство научной деятельностью соискателей ученых степеней.
      Экспертиза научных работ (рецензирование и оппонирование диссертационных работ, авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, монографий), рецензирование учебных и учебно-методических изданий.
      Поддержан проект в форме гранта 2019 г. на проведение Всероссийской научной конференции с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве», посвящённая 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования.

    • Количество публикаций, авторских свидетельств и патентов: 140

    • Наиболее значимые публикации:

      1. Сушкова, И.В. «Чувствую! Знаю! Поступаю!»: экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни [Текст] / И.В. Сушкова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.

      2. Сушкова, И.В. Теоретические и методические основы формирования начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии (дошкольной) и педагогики и методики начального образования / И.В. Сушкова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.

      3. Сушкова И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни: актуальные вопросы теории и практики [Текст]: монография. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 162 с.

      4. Сушкова, И.В. Нравственный выбор: педагогическое регулирование в старшем дошкольном детстве [Текст] / И.В. Сушкова // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. – Вып. 3. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 161-174

      5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» [Текст] / Мартынова Л.Н., Чуйкова Ж.В., Маркова С.В., Красова Т.Д., Емельянова И.Д., Гамова С.Н., Сушкова И.В., Федина Н.В., Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В., Сушкова И.В.– М: Просвещение, 2014.

      6. Сушкова, И.В. Образовательная область «Социализация» в «Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» [Текст] / И.В. Сушкова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – С. 4-11.

      7. Сушкова И.В. Национальная идея в дошкольном образовании: векторы поиска [Текст] / И.В. Сушкова // Психология образования в поликультурном пространстве. – Том 4 (№…28.).- 2014– С.133-136.

      8. Сушкова, И.В. Феномен «ситуация» в педагогике социально-личностного и социально-коммуникативного развития дошкольников [Текст] / И.В. Сушкова, Е.Н.Малютина //Вестник ВЭГУ, 2015. -№ 1 (75). – С.57- 63.

      9. Сушкова, И.В. Проектирование региональных моделей этнокультурного образования [Текст] И.В Сушкова, Е.Н.Герасимова. Психология образования в поликультурном пространстве. – 2017. – Т. 4 (40). – С. 108-116,

      10. Сушкова, И.В. Об инструментальных аспектах обучения детей счету в дошкольных образовательных организациях /[Текст] И.В Сушкова // Дошкольное воспитание. – 2017 - № 9. – С. 21-29.

      11. Сушкова, И.В Дополнительная образовательная программа «В мире разных национальностей»: программа этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста (для детей от 6 до 7 (8) лет/ [Текст] И.В Сушкова, Е.Н.Герасимова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2017. - 44 с.

      12. Пронина, А.Н. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста / [Текст] А.Н. Пронина, И.В.Яковлева, И.В.Сушкова // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2017. – Т.7№ 3.- С.89-103 DOI: 10.15293/2226-3365.1703.0

      13. Sushkova I. Gerasimova E, Pronina A Specifics of moral choices made bi children aged 6 to 8 years in situatioms with ethnocultural context// International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education.- 2018. Vol. 6, No. 1, P. 1-12.

      14. Сушкова И.В. Диагностика социального интеллекта детей 6-7 лет: содержание и результаты / И.В. Сушкова, О.Н. Лошкарева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. -№ 3. – С.67-72.

      15. Сушкова И.В., Лошкарева О.Н. О развитии социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 11. – С. 11-17.

    • Читаемые курсы (основные):

      1. Теоретические основы развития ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта нравственного поведения

      2. Теория и технология развития математических представлений у детей

      3. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-го-7-го года жизни

      4. Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей

Наверх