Кадровый состав кафедры дошкольного и специального образования

    Емельянова Ирина  Дмитриевна

    Емельянова
    Ирина Дмитриевна

    кандидат педагогических наук,
    доцент по кафедре логопедии

    • Кафедра дошкольного и специального образования

    • Научная специальность: 13.00.03 – Коррекционная педагогика (логопедия)

    • Уровень образования: Высшее образование - специалитет

    • Квалификация: учитель - логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    • Направление подготовки и (или) специальности: дефектология

    • Основные биографические данные:

      Закончила в 1989г. МГПИ им.В.И. Ленина (дефектологический факультет, отделение логопедии). Полученная специальность: дефектология; квалификация: учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей с ТНР. 1994-1998г.г. – обучение в аспирантуре (кафедра логопедии МПГУ). 1998г.- в МПГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование предпосылок речевого высказывания у младших дошкольников с общим недоразвитием речи».

    • Повышение квалификации:

      1. «Основы безопасности жизнедеятельности и первая медико-санитарная помощь», 38 часов, 2017 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482405810963

      2. «Противодействие коррупции», 72 часа, 2017 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482406275788

      3. «Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования», 72 часа, 2017 год, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, удостоверение № 772406836831

      4. «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации», 72 часа, 2017 год, Институт развития и образования Ивановской области, удостоверение № 4270

      5. «Современные информационные технологии и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза», 72 часа, 2018 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение №482406840110

      6. «Проектирование достижения мета-предметных результатов в условиях реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра», 18 часов, 2018 год, Институт повышения квалификации работников образования, удостоверение № 039467

      7. «Охрана труда и техника безопасности в образовательных учреждениях», 36 часов, 2019 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение №482409594807

      8. «Научное и методическое обеспечение инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях», 36 часов, 2020 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482409595422

      9. «Актуальные вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности», 28 часов, 2020 год, ЕГУ им. И.А. Бунина, удостоверение № 482403704209

    • Общий стаж 29 лет из них 29 лет педагогический

    • Краткая аннотация научной деятельности:

      Научное обеспечение современных систем специального и инклюзивного образования.
      Экспертиза научных работ (рецензирование и оппонирование диссертационных работ, авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, монографий), рецензирование учебных и учебно-методических изданий.
      Поддержан проект в форме гранта «Моделирование профессиональной компетентности специалистов для системы инклюзивного дошкольного образования как условие успешности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» № 17-16-48002-ОГН. Сроки выполнения - 2016-2018 гг. В рамках реализации проекта выявлены особенности ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Липецкой области, специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций (на примере Липецкой области), особенности организации деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей с ОВЗ. В настоящее время поддержан и реализуется проект в форме гранта «Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социального развития» № 20-013-00103 . Сроки выполнения - 2020-2022 гг.

    • Количество публикаций, авторских свидетельств и патентов: 141

    • Наиболее значимые публикации:

      1. Емельянова, И.Д. Воспитание толерантности в условиях инклюзивной группы ДОО [Текст] / И.Д. Емельянова / Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016, с. 776-780.

      2. Емельянова, И.Д. Проблемы взаимоотношений родителей и детей в приемных семьях [Текст] / И.Д. Емельянова / Теория и практика личностного развития приемных родителей как условие профилактики социального сиротства: материалы регионального научно-методического семинара (Елец, 25 октября 2016 года). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.

      3. Емельянова, И.Д. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (на примере реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех») [Текст] /И.Д. Емельянова, С.В. Маркова//Дошкольное воспитание. 2016. - № 11. С. 77-81.

      4. Емельянова, И.Д. Особенности коммуникативного взаимодействия приемных родителей и детей в период адаптации к условиям совместного проживания [Текст] / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова // Психология образования в поликультурном пространстве Том (№ 35). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. С . 30-38.

      5. Емельянова, И.Д. Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации [Текст] / И.Д. Емельянова, О.А. Подольская // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2017. - №.3 – С. 46-56.

      6. Емельянова, И.Д. Формирование профессиональной компетентности педагога инклюзивной дошкольной образовательной организации [Текст] / И.Д. Емельянова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение, 2017. - С.74-78.

      7. Емельянова, И.Д. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной дошкольной образовательной организации [Текст] / И.Д. Емельянова // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С.П. Баранова. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017.- С. 442-445.

      8. Емельянова И.Д. Моделирование профессиональной компетентности специалистов для системы инклюзивного дошкольного образования: монография / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова, О.А. Подольская. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. – 162 с.

      9. Емельянова И.Д. Подготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / И.Д. Емельянова // European Social Science Journal. 2018. - № 11.

      10. Емельянова И.Д. Развитие познавательной активности у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактической игры / И.Д. Емельянова, А.С. Кирюхина // Известия Воронежского государственного педагогического университета - 2018. – № 4.

      11. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т 7. - № 2. – С. 48.

      12. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Communicative interaction of parents and children with disabilities as a condition for harmonious relationships in the family// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. Т. 8.– № 3-1. – С.147-154.

      13. Емельянова И.Д., Маркова С.В., Подольская О.А. Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья// Перспективы науки и образования. – 2019. - № 4. – С. 361-376. doi: 10.32744/pse.2019.4.28

    • Читаемые курсы (основные):

      1. Логопедия

      2. Логопедические технологии

      3. Теоретические основы научного исследования

      4. Психолингвистика

      5. Развитие и коррекция речи в условиях билингвизма

      6. Альтернативные системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

      7. Развитие речи в условиях дизонтогенеза

      8. История, методология и актуальные проблемы специального образования

Наверх