Научная работа кафедры психологии и психофизиологии

     

    Свидетельство о государственной регистрации базы данных Диагностический инструментарий практического психолога.pdf  

    Свидетельство о государственной регистрации баз данных Социальзация-индивидуализация детей       

    Ответственный за НИР и НИРС кафедры - Пронина Анжелика Николаевна.

    Результаты научной деятельности

    кафедры психологии и психофизиологии за 1 полугодие 2021 год.

    На сегодняшний день в структуре кафедры психологии и психофизиологии  сложились и продуктивно функционируют 3  научных направления:

    • Руководитель д.б.н., профессор Николаева Е.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Психофизиологические механизмы управления изменением поведения человека (в области здоровьесбережения) на разных этапах онтогенеза". По различным аспектам данного направления защищены 4 кандидатских, выполняются 3 кандидатских и 2 докторские диссертации. 
    • Руководитель д.псх.н., профессор, член-корреспондент РАО Каменская В.Г. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Основные особенности адаптационных механизмов детей и подростков в цифровую эпоху". По различным аспектам данного направления защищены 14 кандидатских диссертаций и 2 докторских, выполняются 3 кандидатских диссертации.
    • Руководитель д.пед.н., доцент Пронина А.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Проблема социализации мультикультурного общества; формирование
      целостной картины факторов, определяющих различные варианты социализации детей и подростков". По различным аспектам данного направления выполняются 3 кандидатских диссертации.

    Результаты исследовательской работы кафедры в первом полугодии 2021 году отражены в научных проектах, монографиях, статьях.

    Сотрудники кафедры активно участвуют в конкурсах на получение грантов.

    Так в 2021 г. сотрудники кафедры успешно выступают в качестве исполнителей в следующих проектах:

    - РФФИ (основной конкурс). 20-013-00020 А. Физическая культура и спорт как предикторы формирования антивиктимной личности у людей с ограниченными возможностями здоровья и с нормой здоровья. (исполнитель Будякова Т.П.)

    - РФФИ. мк. № 19-29-14009 Организация гибридной интеллектуальной обучающей среды в условиях цифровизации общего образования (на примере математики) (исполнитель Меренкова В.С.).

    Ряд преподавателей кафедры принимали участие в разработке и реализации программ профессиональной переподготовки.

    В частности:

    Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации "Технологии повышения стрессоустойчивости" Приказ № 65 ДПО от 22.03.2021 г. С 29.03.2021 по 12.04.21 (рук. Колосова И.Г.)

    Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы переподготовки    «Клиническая психология с основами психотерапии» Приказ №  78 ДПО от 31.03.2021 г.

    Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы переподготовки «Практическая психология с основами медиации» Приказ №14 ДПО от 10.02.2021 г. (рук. Комлик Л.Ю.)

    Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации "Социализация детей цифрового поколения в системе дополнительного образования" Приказ № 152 ДПО от 26.05.2021 г. С 27.05.2021 по 03.06.21. (рук. Комлик Л.Ю.)

    В 1 полугодии 2021 году изданы:

    - ряд статей в WebofScience и Scopus:

    Nikolaeva, E., Dunaevskaya, E., Burkova, S., Nikiforova, S., Merenkova, V. Age characteristics of the working memory // E3S Web Conf., 258 (2021) 07016DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807016

    Батуркина Г.В., Будякова Т.П. Уровни сформированности антивиктимной личности у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2021. №5. С. 39-40.

    Vera Merenkova, Oksana Elnikova, Irina Faustova, Lyubov Komlik, Irina Kolosova. Psychophysiological markers of students' Internet addiction in the era of digitalization// Ural Environm ental Science Forum «Sustainable Developm ent of Industrial Region» UESF - 2020 WofS Том 258 // E3S Web Conf., 258 (2021) 07041 DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807041

    Kamenskaya V.G., Tomanov L.V., Afaunova A.O. Physiological and Psychological Features of Adaptive Behavior of Modern Teenages// Social and Behavior Sciences, 2021

    Kamenskaya V.G., Tomanov L.V., Tatianina E.V. Features of the Internet use  by Russian Teenagers: the Regional Aspect//Proceedings of 2021 International Conference on Environment, Earth Science and Information Systems, July 4-5 2021, Snhanghai, Cnina.

    - публикаций в рецензируемых изданиях (ВАК):

    Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Виктимологические принципы воспитания обучающихся с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры// Адаптивная физическая культура. 2021. № 1. С.16-18

    Алмазова И.Г., Ельникова О.Е. Специфика когнитивной регуляции процесса обучения школьников посредством проектной деятельности: методологический аспект// Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 177-184.

    Ельникова О.Е., Колосова И.Г. Психофизиологические маркеры психологической готовности к деятельности в стрессовых условиях// Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2 (54). С. 8-18.

    Ельникова О.Е., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В. Компьютерные игры как фактор агрессивности студентов в эпоху цифровизации // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN321.pdf

    Пронина А.Н. Изменение внутренней учебной мотивации первоклассников при переходе на дистанционное обучение в период самоизоляции// Russian Journal of Education and Psychology

    Пронина А.Н. Изучение патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности//  Нижегородское образование

     Сотрудники кафедры активно участвовали в научных конференциях разного уровня:

    Результаты научной деятельности студентов.

    Студенты выступили с очными докладами на научных мероприятиях всех уровней.

    Ряд  научных работ обучающихся, представленных на конкурсы всех уровней.

    Краснова Ольга Николаевна (44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Математика, Физика) «Намеренное формирование амотивации учения в ситуации интернет-зависимости».       Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» для студентов старших курсов. 19 января-30 апреля 2021, Сочи научный руководитель Будякова Т.П.

    Были опубликованы студенческие статьи и тезисы.

    За первое полугодие 2021 г. студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и психофизиологии принимали участие и заняли призовые места в конкурсах исследовательских работ/проектов различного уровня:

    Краснова Ольга Николаевна (44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Математика, Физика)  «Формирование амотивации учения в ситуации интернет-зависимости».            Всероссийский конкурс студенческих научных работ «ПЕДАГОГИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»           1 место в номинации «Развитие личности в условиях цифровой образовательной среды» научный руководитель Будякова Т.П.

    Осина Юлия Игоревна (44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направление (профиль) Психология образования и социальная педагогика) «Применение компьютерной программы ScratchDesktop как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста»          Всероссийский конкурс студенческих научных работ «ПЕДАГОГИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ» Диплом 1 степени, 1 место научный руководитель Пронина А.Н.

    Результаты научной деятельности

    кафедры психологии и психофизиологии за 2020 год.

    На сегодняшний день в структуре кафедры психологии и психофизиологии  сложились и продуктивно функционируют 3  научных направления:

    •                      Руководитель д.б.н., профессор Николаева Е.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Психофизиологические механизмы управления изменением поведения человека (в области здоровьесбережения) на разных этапах онтогенеза". По различным аспектам данного направления защищены 4 кандидатских, выполняются 3 кандидатских и 2 докторские диссертации. 
    •                      Руководитель д.псх.н., профессор, член-корреспондент РАО Каменская В.Г. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Основные особенности адаптационных механизмов детей и подростков в цифровую эпоху". По различным аспектам данного направления защищены 14 кандидатских диссертаций и 2 докторских, выполняются 3 кандидатских диссертации.
    •                      Руководитель д.пед.н., доцент Пронина А.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Проблема социализации мультикультурного общества; формирование
      целостной картины факторов, определяющих различные варианты социализации детей и подростков". По различным аспектам данного направления выполняются 3 кандидатских диссертации.

    Результаты исследовательской работы кафедры в первом полугодии 2020 году отражены в научных проектах, монографиях, статьях.

    Сотрудники кафедры активно участвуют в конкурсах на получение грантов, так в 2020 г.

    1. Министерство просвещения РФ: заявка в рамках мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющих детей» в рамках федерального проекта  "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" (рук. Пронина А.Н)

    2.РФФИ (конкурс «Экспансия»)№ 20-113-50120 Раздельный сбор мусорных отходов: проблемы, особенности, механизмы развития экологического сознания населения (обзор литературы) (рук. Пронина А.Н.)

    3.РФФИ (конкурс р_а) Развитие экологического сознания раздельного сбора мусорных отходов у детей младшего возраста (с учётом экологической политики региона) (рук. Пронина А.Н.)

    4.РФФИ (конкурс а) №20-013-00216:Структурно-функциональные и социально-психологические основания типологии, моделей отбора и подготовки профессиональных приёмных семей для сопровождения различных категорий детей (рук. Пронина А.Н.)

    5.РФФИ (конкурс «Экспансия»). №:20-112-50052: Музыкальная культура в контексте толерантности (рук. Т.П. Будякова).

    6.РФФИ (конкурс «Экспансия») № 20-113-50067: Цифровые технологии как фактор изменений социальных и когнитивных характеристик детей и подростков (рук. Каменская В.Г.)

    7. РФФИ (конкурс р_а) № 20-413-480015: Исследование состояния эмоционального здоровья в периоды адаптации к новым ступеням образования на разных этапах онтогенеза (рук. Фаустова И.В.)

    Планируется в 2021 г. реализация  приоритетного научного проекта с целью включения в государственное задание университета «Структурно-функциональные и социально-психологические основания типологии, моделей отбора и  подготовки профессиональных приёмных семей для сопровождения различных категорий детей» (рук. Пронина А.Н.), а так же № 20-113-50067: Цифровые технологии как фактор изменений социальных и когнитивных характеристик детей и подростков (рук. Каменская В.Г.).

    Сотрудники кафедры успешно выступают в качестве исполнителей в следующих проектах:

    - РФФИ (основной конкурс). 20-013-00020 А. Физическая культура и спорт как предикторы формирования антивиктимной личности у людей с ограниченными возможностями здоровья и с нормой здоровья. (исполнитель Будякова Т.П.)

    - РФФИ. мк. № 19-29-14009 Организация гибридной интеллектуальной обучающей среды в условиях цифровизации общего образования (на примере математики) (исполнитель Меренкова В.С.).

    Ряд преподавателей кафедры принимали участие в разработке и реализации программ профессиональной переподготовки.

    В частности:

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации: «Современные психолого-педагогические технологии в практике работы педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС и согласно требованиям профессионального стандарта», 72 часа, с 14.12.2020 до 18.12.2020 г., приказ № 232 ДПО от 7.12.2020

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы дополнительная профессиональная программа: «Практическая психология образования», приказ № 4 ДПО от 10.01.2020, 540 часов, с 21.10.2019 до 17.01.2020 г.

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в детских образовательных организациях», приказ № 91 ДПО от 23.03.2020, 72 часа, с 19.03.2020 до 20.03.2020 г.

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы профессиональной переподготовки «Практическая психология в социальной сфере и образовании», приказ № 138 ДПО от 04.06.2020, 260 часов, с 5.03.2020 до 29.05.2020 г.

    Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективное трудоустройство и планирование карьеры», приказ № 68 ДПО от 12.03.2020 г., 72 часа с 16 по 24 марта 2020 года

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в детских образовательных организациях», приказ № 91 ДПО от 23.03.2020, 72 часа, с 19.03.2020 до 20.03.2020 г.

    Договор на научно-методическую разработку и реализацию дополнительная профессиональная программа: «Клиническая психология с основами судебно-психологической экспертизы» Приказ №169-дпо от 28.09.2020 г.

    В 2020 году изданы:

    Каменская В. Г. Фрактально-хаотические свойства когнитивных процессов: возрастной аспект : монография / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 217 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1053569. - ISBN 978-5-16-015748-1. 

    - ряд статей в WebofScience и Scopus:

    1.Pronina, A.N., Merenkova, V.S., Popov, S.E. Features of digital socialization of primary school students in the context of different levels of Internet involvement//Propósitos y Representaciones, (2020).-Т. 8. № 3. С. 713. Doi: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2020.v8nSPE3.713

    2.Будякова Т.П., Горичева В.Л.  Портрет ученого в свете синергетики // Всероссийский криминологический журнал. .2020. № 1. С. 166-172.DOI 10.17150/2500-4255.2020.14(1).

    3. BudyakovaT.P.  The Formation of Anti-Victim Personality in the Context of Sports // Propósitos y Representaciones. 2020. No. 8(SPE3), e703. Doi: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.703

    4.Sushkova I.V., Gerasimova E.N., Pronina A.N., Merenkova V.S. Moral choice of children aged 6 to  8 years in situations with ethnocultural context what are the motives?// RevistaTurismoEstudos & Práticas. 2020. № S3. P. 82.

    5.Пронина А.Н., Будякова Т.П., Проблема формирования экологического сознания в контексте безопасности здоровья при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций// Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2020. № 2  DOI 10.25016/2541-7487-2020-0-2-00-85

    6.Будякова Т.П., Пронина А.Н. Специфика мотивов учения и профессиональная успешность в послевузовский период образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 302-311. DOI: 10.32744/pse.2020.1.21

    7.Нижник Г.Н., Будякова Т.П. Мотивы соревновательной деятельности как фактор формирования антивиктимной личности в условиях ограниченных возможностей здоровья // Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С.32-33.

    8.Будякова Т.П., Нижник Г.Н. Феномен виктимной личности у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 396-411. doi: 10.32744/pse.2020.3.29

    9.Меренкова В.С., Ельникова О.Е., Николаева Е.И. Сравнительный анализ связи уровня развития исполнительных функций  как параметров когнитивного контроля и уровня сформированности внутренней картины здоровья учащихся разных возрастов // Science For Education Today. 2020. № 4. – в печати

    10.Меренкова В.С., Николаева Е.И. Роль ранней физической активности в формировании интеллекта детей на разных этапах онтогенеза //Теория и практика физической культуры. № 8, 2020. – С. 50-51.

    11. Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. Stochastic and high-speed properties of sensory response in the processing of sensory information by teenagers of the digital world// Advances  in Economics, Business and Management Research. – 2020, v.138.p.p.514-519. Doi.org.10.2991/aebmr.k.200502.084

    12 Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. Computer-network approaches in the occupation guidance of modern teenages//Advances in Economics, Business and Management Research v.105 -2020, p.p.623-626 http://creativcommons.org/licenses/by-nc/4.0/ doi.org.10.2991/iscde-19209.120

    -15 публикаций в рецензируемых изданиях (ВАК):

    1.Пронина А.Н., Яковлева И.В. Особенности социальной успешности детей младшего школьного возраста полинациональных классов//Вестник Томского государственного педагогического университета, 2020. Вып. 1 (207). С. 40-47 DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-40-47

    2.Пронина А.Н., Маркова С.В., Мартынова Л.Н. Взаимосвязь жизненных ценностей родителей и подростков в приёмных семьях мегаполиса и сельской местности //Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 5 (33). С. 146-156. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-146-156

    3.Ельникова О.Е. Особенности тормозных процессов юношей и девушек с различными моделями здоровьеформирующего поведения //Психология образования в поликультурном пространстве. 2020 № 2 (50). С. 19-27. DOI: 10.24888/2073-8439-2020-50-2-19-27

    4.Карпачева И.А. Управление процессом обучения: от традиционных моделей к интеллектуальному управлению/ И.А. Карпачева, В.С. Меренкова, С.Н.  Дворяткина // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 3(51). С. 95-109 DOI: 10.24888/2073-8439-2020-51-3-95-109

    5. Герасимова Е.Н., Сушкова И.В., Будякова Т.П. Детство в ракурсе разных наук // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 1 С. 99-104. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-49-1-99-104.

    6. Герасимова Е.Н., Сушкова И.В., Будякова Т.П. Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольное воспитание. 2020. № 5. С.  89-96.

    7. Будякова Т.П. Воспитательный ресурс советского и российского игрового кино на школьную тему // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. № 2А. С. 302-307. DOI: 10.34670/AR.2020.20.96.025

    8. Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Применение статистических методов в исследовании личности инвалидов // Психология и психотехника. 2020. № 2. С. 27-37. DOI:10.7256/2454-0722.0.0.32431

    9. Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Сравнительный анализ парадигм саморазвития обучающихся с разными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. Т. 183. № 5. С. 508-514.  DOI:10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p508-514

    10.Будякова Т.П. Маркеры и предикторы виктимного и антивиктимного поведения у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья во время соревнований и тренировок // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. Т. 183. № 5. С. 502-507.  DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p502-508

    11. Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт как ресурсы развития личности инвалидов // Адаптивная физическая культура. 2020. № 1. С. 4-6.

    12. Беляева Е.М. Взаимосвязь параметров сенсомоторной интеграции с параметрами тестов креативности (сравнительный анализ) //Вестник психофизиологии. 2020. №2. С. 75-80

    13. Фаустова И.В., Комлик Л.Ю., Филатова И.Ю., Копылова Н.М. Социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN420.pdf DOI: 10.15862/39PSMN420

    14.Kamenskaya V.G., Afaunova A.O., Methodological and Methodical Approaches to study Human adaptation resource// Вестникпсихофизиологии. – 2020, №1. С. 112-115.

    15 Khokhlova L.A., Kamenskaya V.G., Morphostructural analysis as a component of the operational-cognitive approach the functional  speech system and second language acquisition abilities// Вестник психофизиологии. – 2020, №1. С. 115-118 

    Изданы учебные  и учебно-методические пособия:

    1.Меренкова В.С., Ельникова О.Е., Филатова И.Ю., Фаустова И.В, Комлик Л.Ю. Психопрофилактика девиантного поведения детей в школе: методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. –73 с. ISBN 978-5-00151-125-0. тираж 300 экз.

    2.Меренкова В.С., Пронина А.Н., Ельникова О.Е., Филатова И.Ю., Фаустова И.В, Комлик Л.Ю. Психология педагогической деятельности (в таблицах и схемах): учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. – 136 с. ISBN 978-5-00151-779-3

    3.Будякова Т.П. Учебное пособие «Основы педагогической психологии». Елец: Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, 2020. 83 с. ISBN 978-5-00151-138-0. Тираж 300 экз.

    4.Будякова Т.П., Нижник Г.Н., Батуркина Г.В., Полякова Т.А. Формирование антивиктимной личности в условиях образовательной среды вуза средствами физической культуры и спорта: учебная программа. Елец: Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, 2020. 40 с.ISBN 978-5-00151-149-6. Тираж 300 экз.

    5.Каменская В.Г., Драганова О.А. Томанов Л.В., Психодиагностика ребенка: учебник. Высшее образование. Бака-лавриат. 2е изд.доп.исправл. 2020, М.:ИНФРА-М.370 с. ISBN-978-5-16-015132 DOI-10.12737/1018195. Тираж 500 экз.

    Сотрудники кафедры активно участвовали в научных конференциях разного уровня:

    а) Международного уровня:

    - IV международная научно-практическая конференция Фундаментально-прикладные проблемы безопасности, живучести, надёжности, устойчивости и эффективности систем 11 сентября 2020 г. ЕГУ им. И.А. Бунина Докладчики: Пронина А.Н., Будякова Т.П.

    - IV Международный форум по педагогическому образованию vIFTE-2020 27 мая-9 июня г. Казань,  Казанский федеральный университет Докладчик: Пронина А.Н.

    - 2-я Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (ICTDPP – 2020) 22-24 сентября 2020 в г. Ростов-на-Дону Докладчик: Пронина А.Н.

    - Международная научная конференция «Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве», г. Елец, 14-15 октября 2020 г. Докладчики: Меренкова В.С., Будякова Т.П.  

    - IV Международная научная конференция «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании», г. Красноярск, 06–09 октября 2020 г. Докладчик: Меренкова В.С.

    - EDULEARN20: 12th annual International Conference on Education and New Learning Technologies.ПальмадеМайорка (Испания). 6-7 июля 2020 г. Докладчик: Будякова Т.П.  

    - 2-я Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (ICTDPP – 2020) 22-24 сентября 2020 в г. Ростов-на-Дону. Докладчики: Комлик Л.Ю., Ельникова О.Е., Фаустова И.В., Филатова И.Ю.

    - Международная научная конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования», посвященная 180-летию педагогического образования в г. Ельце. 25-27 сентября 2020 г. Елец, 2020. Докладчик: Будякова Т.П.

    -  Международный научно-практический Форум по социальным и поведенческим наукам 22-23 октября, Барнаул Россия. Докладчики: Каменская В.Г. Томанов Л.В.

    б) Российского уровня:

    Всероссийская с международным участием  приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина «Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе» ЕГУ им. И.А. Бунина 15-16 октября 2020 года (докладчики Ельникова О.Е., Пронина А.Н., , Меренкова В.С., Будякова Т.П.)

    Всероссийская научная конференция «Россия Ивана Бунина и культура русского Подстепья» (к 150-летию со дня рождения И.А. Бунина), г. Елец, 24-26 сентября 2020г. (докладчик Меренкова В.С.)

    Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе» апрель 2020 г., г. Бузулук (докладчик Комлик Л.Ю.)

    Результаты научной деятельности студентов.

    Более 22 выступили с очными докладами на научных мероприятиях всех уровней. Из них 4 - международные, всероссийские.

    5 - научных работ обучающихся, представленных на конкурсы всех уровней.

    Опубликовано более 17 студенческих статей и тезисов.

    За 2020 г. студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и психофизиологии принимали участие и заняли призовые места в конкурсах исследовательских работ/проектов различного уровня – 2 раза

     

     

     

     

    Результаты научной деятельности

    кафедры психологии и психофизиологии за 2019 год.

    На сегодняшний день в структуре кафедры психологии и психофизиологии  сложились и продуктивно функционируют 3  научных направления:

    • Руководитель д.б.н., профессор Николаева Е.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Психофизиологические механизмы управления изменением поведения человека на разных этапах онтогенеза". По различным аспектам данного направления защищены 4 кандидатских, выполняются 3 кандидатских и 2 докторские диссертации. 
    • Руководитель д.псх.н., профессор, член-корреспондент РАО Каменская В.Г. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Основные особенности адаптационных механизмов детей и подростков в цифровую эпоху". По различным аспектам данного направления защищены 14 кандидатских диссертаций и 2 докторских, выполняются 3 кандидатских диссертации.
    • Руководитель д.пед.н., доцент Пронина А.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Особенности психического развития обучающихся в различных образовательных средах и потенциальных возможностей их социализации в обществе". По различным аспектам данного направления выполняются 3 кандидатских диссертации.

    Результаты исследовательской работы кафедры в первом полугодии 2019 году отражены в научных проектах, монографиях, статьях.

    Сотрудники кафедры активно участвуют в конкурсах на получение грантов, так в 2019 г.

    РФФИ (конкурс «Экспансия»)№ 19-113-50254 Исполнительные функции в онтогенезе: как управление сочетается с выполнением (рук. Меренкова В.С.)

    Заявка на предоставление приоритетного научного проекта с целью включения в государственное задание университета«Структурно-функциональные и социально-психологические основания типологии, моделей отбора и  подготовки профессиональных приёмных семей для сопровождения различных категорий детей» (рук. Пронина А.Н.) (конкурс вуза)

    Заявка на приоритетный научный проект с целью включения в государственное задание университета: Механизмы сенсомоторной интеграции и тормозного контроля в формировании мотивации к здоровому образу жизни на разных этапах онтогенеза (рук. Меренкова В.С.) (конкурс вуза)

    РФФИ (конкурс «Научные мероприятия») № 19-013-20040: Всероссийская научная конференция «Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности», посвящённая юбилею со дня рождения психолога и педагога Д.И. Фельдштейна (рук. Пронина А.Н.)

    РФФИ (конкурс а) №20-013-00216: Структурно-функциональные и социально-психологические основания типологии, моделей отбора и подготовки профессиональных приёмных семей для сопровождения различных категорий детей (рук. Пронина А.Н.; доля кафедры -0,5).

    РФФИ (конкурс «Экспансия») № 19-113-50063: Диагностика, классификация и подготовка приёмных семей, сопровождающих различные категории детей: обзор зарубежной теории и практики (рук. Пронина А.Н.).

    РФФИ (конкурс «Экспансия») № 19-113-50007 Восприятие музыки в контексте толерантности (рук.Будякова Т.П.)

    Ряд преподавателей кафедры принимали участие в разработке и реализации программ профессиональной переподготовки.

    В частности:

    Программа повышения квалификации: «Актуальные подходы к организации внеурочной воспитательной и социально ориентированной работы с детьми в школе и в дополнительном образовании в условиях реализации ФГОС».

    Дополнительная профессиональная программа: «Клиническая психология с основами психокоррекции».

    Дополнительная профессиональная программа: «Преподавание психологии в системе образования».

    Дополнительная профессиональная программа: «Психологические основы процедуры медиации».

    Дополнительная профессиональная программа: «Психолого-педагогические основы деятельности социального педагога»

    Программа повышения квалификации: «Современные технологии социального обслуживания и социальной защиты населения».

    Программа повышения квалификации: «Вариативные подходы к педагогическому сопровождению различных категорий детей в организациях дополнительного образования».

    Продолжается реализация  проекта РФФИ р(а) 18-413-480007 «Роль сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в формировании здоровья на разных этапах онтогенеза». Руководитель проекта: кандидат психологических наук, доцент  Меренкова В.С.

    В 2019 году изданы:

    - ряд статей в WebofScience и Scopus:

    1. Baturkina G.V., Budyakova Т.P. Social perception as a factor in the professional success of a tennis player // Amazonia Investiga. 2019. Vol 8. No 23. P. 431-439.

    2.Kamenskaya V.G.,Tomanov L.V. Informatization of Society and intellectual development of children senior preschool age. Advances Busness and Management Research. – 2019. V.8, P.p. 5-21. https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 

    3.Merenkova V.S., Elnikova O.E. The interconnection of inhibitory control and the internal picture of health in primary schoolchildren. INÍCIO  /  ARQUIVOS  /  V. 15 N. 36 (2019): EDIÇÃO ESPECIAL  /  Artigos. DOI: https://doi.org/10.22481/praxisedu.v15i36.5929

    4.Pronina A., Sushkova I., Gerasimova E. The influence of the ethnic identity of younger schoolchildren studying in multinational classes on the achievement of social success//Amasonia Investiga.-2019. 8 (22). P.77-88

    5. Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Рефлексия позитивных и негативных профессиональных качеств как критерий успешности обучения теннисистов // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 373-385.

    6. Будякова Т.П., Батуркина Г.В. Секретные приемы в настольном теннисе как показатель профессионального мастерства теннисиста // Теория и практика физической культуры и спорта. 2019. № 4. С. 70-72.

    -21 публикация в рецензируемых изданиях (ВАК):

    1. Ельникова О.Е., Меренкова В.С. Соотношение сенсомоторной интеграции и тóрмозных процессов с особенностями внутренней позиции личности больного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. – РУДН. – 2019. Том 16 № 1 – С. 39-55

    2. Ельникова О.Е. Сенсомоторная интеграция и тóрмозный контроль как факторы, определяющие отношение к болезни в юношеском возрасте и в период взрослости. // Психология образования в поликультурном пространстве. №3 (47) 2019.- С. 30 –39

    3. Будякова Т.П., Ларин А.А. О разделении профессиональных компетенций судебных лингвистов и судебных психологов // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2. С.390-392.

    4.Будякова Т.П.. Батуркина Г.В. Обучение начинающих теннисистов настольному теннису методом социально-ролевого тренинга// Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 1. С. 6-14.

    5. Будякова Т.П. Судебная математическая экспертиза как вид судебных экспертиз // Эксперт-криминалист. 2019. № 1. С. 6-8.

    6. Будякова Т.П.. Батуркина Г.В., Пронина А.Н. Роль физической культуры и спорта в обеспечении жизнестойкости пенсионеров и лиц предпенсионного возраста (Постановка проблемы) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. Т. 171. № 5. С. 419-422.

    7. Будякова Т.П.,Батуркина Г.В., Нижник Г.Н., Пронина А.Н. Воспитание антивиктимной личности средствами физической культуры и спорта (постановка проблемы) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 3. С. 22-29.

    8. Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. Kamenskyi B.V., Cardio-respiratory systems in process of senior preschool’s adaptation to motor activity .Вестникпсихофизиологии. – 2019. Т.1. С.85-87.

    9. Khokhlova L.A., Kamenskaya V.G., Characteristic s of hemisrphric relations of EEG coherence in speech perception.Вестникпсихофизиологии._2019. Т.1. С.87-90   

    10. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий. Психология. Психофизиология. – 2019. Т.12, №3, С.56-63.

    11. Павлов К.И., и др., Каменская В.Г. Влияние экологических факторов на когнитивные функции курсантов военного училища.//Геофизические процессы и биосфера. -2019. Т.18, №3. С.5-21.

    12. Комлик Л.Ю. Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста //«Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика» №1 2019. С.79-82

    13. Комлик Л.Ю., Фаустова И.В.К вопросу эмоционального здоровья современных детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4(48). С. 39–46.

    14. Меренкова В.С., Ельникова О.Е. Роль сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в здоровьеформирующей модели поведения на разных этапах онтогенеза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4(48). С. 18–29.

    15. Захарова М.А., Карпачева И.А., Меренкова В.С. Подготовка педагогических кадров для сельской школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Психология образования в поликультурном пространстве. №3 (47) 2019. С. 67 – 75

    16. Окунева С.Е., Пронина А.Н., И.В. Яковлева.  Использование интеграции направлений развития ребенка в процессе обучения фонематическому восприятию детей 6-го года жизни //Психология образования в поликультурном пространстве. 2019.  № 2 (46). С.56-63.

    17. Фаустова И.В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (138). С. 66-70.

    18. Филатова И.Ю. Особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. С. 161-163.

    19. Филатова И.Ю. Педагогическое обеспечение развития социального интеллекта у будущего педагога в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 136-141.

    20. Беляева Е.М., Гасанова О.М. Исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. Елец, 2019. №2 (46). С.6-12. 

    21. Беляева Е.М., Гасанова О.М. Особенности взаимосвязи тревожности и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома, 2019. №4.

    более тридцати публикаций в других научных изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

    Изданы учебные  и учебно-методические пособия:

    1.Меренкова В.С., Ельникова О.Е., Комлик Л.Ю., Пронина А.Н., Фаустова И.В., Филатова И.Ю. Краткий курс лекций по юридической психологии: учебное пособие. – Елец: ЕГУ    им. И.А. Бунина, 2019. – 157 с. ISBN 978-5-00151-071-0

    2. Будякова Т.П. Учебное пособие «Основы криминальной виктимологии». Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. 85 с. ISBN 978-5-00151-040-6.

    Сотрудники кафедры активно участвовали в научных конференциях разного уровня:

    а) Международного уровня:

    XVIЕвропейский психологический конгресс. Г. Москва, МГУ 2–5 июля 2019 г.   докладчикМеренковаВ.С.«The influence of sensory flow perception on the formation to well-being»

    - XVIЕвропейскийпсихологическийконгресс. Г. Москва, МГУ 2–5 июля 2019 г.            докладчикМеренковаВ.С.«The influence of the mother’s health on children's health in the first years of life»

    -III Международная научно-практическая конференция, посвящѐнная 110-летию со дня рождения академика Н.А. Пилюгина «Фундаментально-прикладные проблемы безопасности, живучести, надежности, устойчивости и эффективности систем» 3-5 июня 2019 г. докладчик МеренковаВ.С.«Тормозный контроль как предиктор благополучия школьников»

    - Международная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространств». Г. Елец. 25 апреля 2019 г.       докладчик Меренкова В.С. «Специфика латеральных предпочтений мальчиков и девочек младшего школьного возраста»

    -VI съезд физиологов с международным участием Сочи-Дагомыс 1-6 октября 2019г. докладчик Меренкова В.С. «Связь типа рукости с тормозными процессами у младших школьников»

    - VI съезд физиологов с международным участием Сочи-Дагомыс 1-6 октября 2019г. докладчик Меренкова В.С. «Тóрмозный контроль в контексте формирования внутренней картины здоровья младших школьников»

    - Международная научная конференция. Ананьевские чтения – 2019. г. Санкт-Петербург 22 -25 октября 2019 г           докладчик Ельникова О.Е. «Тóрмозный контроль как фактор, определяющий здоровьесберегающее поведение и отношение к болезни в юношеском возрасте и в период взрослости».

    - Международная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве». 25.04 2019. Елец.    докладчик Будякова Т.П. «Новые тенденции в исследовании креативности»

    - III Международная научно-практическая конференция «Фундаментально-прикладные проблемы безопасности, живучести, надёжности, устойчивости и эффективности систем», посвященная 110-летию со дня рождения академика Н.А. Пилюгина, 3-5 июня 2019 г. Елец докладчик Будякова Т.П.«Виктимологическая безопасность личности».

    -  V Международная научная конференция «Актуальные проблемы математики и информатики: теория, методика, практика. 18-20 апреля 2019. Елец.       докладчик Будякова Т.П. «Учебные и контрольные тесты как средство контроля знаний»

    - VII Международная научно-практическая конференция «Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: содержание, модели и технологии образовательной деятельности». 16- 17 апреля 2019 г.  Белгород: Белгородский государственный университет. докладчик Пронина А.Н. «Психологические основы развития у младших школьников экологического сознания в процессе практической деятельности»

    - IX Международная научно-практическая конференция «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование  и развитие личности». 18-19 апреля 2019 г. Воронеж: Воронежский государственный технический университет.  докладчик Пронина А.Н. «Теоретические подходы к проблеме развития у младших школьников экологического сознания раздельного сбора мусорных отходов»

    б) Российского уровня:

    Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве», посвящённой 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования. (докладчики Каменская В.Г., Будякова Т.П., Пронина А.Н., , Меренкова В.С., Комлик Л.Ю., Филатова И.Ю.)

    Всероссийская научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования». г. Елец. 24 октября 2019(докладчики Будякова Т.П., Ельникова О.Е , Меренкова В.С., Фаустова И.В., Ларин А.А.)

    Всероссийская научная конференция «Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности», посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога     Д.И. Фельдштейна. г. Елец. 25ноября 2019. (докладчики Пронина А.Н., Ельникова О.Е., Меренкова В.С., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Филатова И.Ю.)

    XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные аспекты современной психофизиологии – 2019»,  26 августа 2019. Санкт-Петербург (докладчик Каменская В.Г.)

    Всероссийская научная  конференция с международным участием «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики». ЕГУ им. И.А. Бунина. Елец. 18 апреля 2019 год. (докладчики Фаустова И.В., Филатова И.Ю.)

    Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций». ЕГУ им. И.А. Бунина. Елец. 26 апреля 2019 год. (докладчики Фаустова И.В., Филатова И.Ю.)

     

    Результаты научной деятельности студентов.

    За 2019 г. студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и психофизиологии принимали участие и заняли призовые места в конкурсах исследовательских работ/проектов различного уровня. 

    В частности:

    № п/п

    Наименование конкурса (мероприятия) с указанием статуса

    ФИО обучающегося с указанием института

    Название

    научной работы, проекта, статьи и т.д.

    ФИО

    научного руководителя

    Результат

    (указываются только призовые места)

    1

    Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся «Современные тенденции развития науки в молодежной среде», посвящённого 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 5-летию института психологии и педагогики

    Печёнкина М.А. (институт психологии и педагогики).

    Научная работа «Взаимосвязь степени зависимости от Интернета и возникновения

    депрессивного состояния у юношей и девушек»

    Ельникова О.Е.

    2 место

    2

    Всероссийский конкурс научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и обучающихся «Наука. Инновации. Творчество», 15-20 апреля 2019, Барнаул.

    Шилова А.П.,

    Институт психологии и педагогики

    «Роль психологических установок в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

     

    Будякова Т.П.

    2 место в номинации «Психологическая служба. Психологическое сопровождение обучающихся и педагогов».

    3

    Всероссийский конкурс научных студенческих статей, посвященный 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования ЕГУ им. И.А. Бунина.

    Донских О.Н.,

    ИМЕиТ

     

    «Диагностика IQ дошкольника средствами математики»

    Будякова Т.П.

    3 место

    4

    Конкурс студенческих научных и научно-популярных работ, посвящённый 100-летию Елецкого государственного университета  имени И.А. Бунина (3 октября 2019)

    Самохина Г.А., институт филологии

    Студенческие истоки большого шахматного пути (заметки к биографии выпускницы физмата ЕГПИ А.А. Казанцевой)

    Будякова Т.П.
    Батуркина Г.В.

    Грамота за 1-е место

    5

    Конкурс студенческих научных и научно-популярных работ, посвящённый 100-летию Елецкого государственного университета  имени И.А. Бунина (3 октября 2019)

    Скиперских Д. С., Салыган Ю. И. институт психологии и педагогики

    Возможности ЕГУ им. И.А. Бунина для молодого поколения региона

    Фаустова И.В.

    1 место в номинации «Вклад вуза в становление и развитие региона»

    6

    Всероссийский  конкурс  студенческих научных статей «Дошкольное, начальное и специальное образование: современные технологии  воспитания, обучения и развития», посвящённый 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования (номинация «Самая аналитическая статья») 

     

Наверх