Научная работа кафедры психологии и психофизиологии

В 2023 году на кафедре будут реализовываться поддержанные РНФ гранты:

"Концептуальные основы функционирования и развития антивиктимной личности в пожилом
возрасте" (рук. Будякова Т.А. исполнитель Пронина А.Н.)

"Риски развития подростков и формирования интернет-аддикций в условиях цифровизации
общества" (рук. Каменская В.Г.)

В 2022 году на кафедре была разработана и зарегистрирована база данных

 

 

 

Результаты научной деятельности

кафедры психологии и психофизиологии за 2022 год.

На сегодняшний день в структуре кафедры психологии и психофизиологии  сложились и продуктивно функционируют 2  научных направления:

  • Руководитель д.б.н., профессор Николаева Е.Н. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Психофизиологические механизмы управления изменением поведения человека (в области здоровьесбережения) на разных этапах онтогенеза". По различным аспектам данного направления защищены 4 кандидатских, выполняются 3 кандидатских и 2 докторские диссертации. 
  • Руководитель д.псх.н., профессор, член-корреспондент РАО Каменская В.Г. В рамках данного направления научный коллектив работает над проблемой "Основные особенности адаптационных механизмов детей и подростков в цифровую эпоху". По различным аспектам данного направления защищены 14 кандидатских диссертаций и 2 докторских, выполняются 3 кандидатских диссертации.

Результаты исследовательской работы кафедры в первом полугодии 2021 году отражены в научных проектах, монографиях, статьях.

Сотрудники кафедры активно участвуют в конкурсах на получение грантов. 

В 2022 г. была поддержаны:

заявкиРНФ: 

"Концептуальные основы функционирования и развития антивиктимной личности в пожилом возрасте" (рук. Будякова Т.А., исполнитель Пронина А.Н.)

"Риски развития подростков и формирования интернет-аддикций в условиях цифровизации
общества" (рук. Каменская В.Г.)

Министерство просвещения РФ: «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (рук. Фаустова И.В.)

Ряд преподавателей кафедры принимали участие в разработке и реализации программ профессиональной переподготовки.

В частности:

Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации  «Современные методы прикладной психологии в организации образовательного процесса высшей школы в условиях цифровизации», Приказ № 23 ДПО от 14.02.2022, 72 часа (рук. Колосова И.Г.), 

Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы  повышения квалификации «Инклюзивное образование и тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», Приказ №49 от 05.03.2022, 72 часа (рук. Комлик Л.Ю.) 

Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программы  повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение и социализация обучающихся с ОВЗ в условиях проектирования инновационной образовательной среды», Приказ № 274 дпо от 01.12.2022 г., 72 часа (рук. Комлик Л.Ю.) 

                                                                 В 2022 году изданы:

- ряд статей в WebofScience и Scopus:

1. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков //Экспериментальная психология  2022, Т.15. №1, 139-159

2. Будякова Т.П., Пронина А.Н. Науч. рец. на кн. Лишаев С.А. Философия возраста (возраст и время). СПб.: Алетейя, 2022. 512 с. // Человек.  № 6. С. 202-207.

3. Ельникова О.Е. Особенности жизнестойкости современного человека в эпоху пандемии/ О.Е. Ельникова, А.Н. Пронина, Л.Ю. Комлик, И.В. Фаустова //Российский психологический журнал. Т. 19 (3),  2022. Т. 19, № 3, 164–177. DOI: 10.21702/rpj.2022.3.11

4. Алмазова И.Г. Стрессоустойчивость как компонент мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к спортивной деятельности/ И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова, И.Г. Колосова  // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9. С. 110-112.

-публикации в рецензируемых изданиях (ВАК):

  1. Ельникова О.Е. Депрессивное состояние и интернет-зависимость современных юношей и девушек как следствие пандемии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 152-160 DOI: 10.23951/2307-6127-2022-4-152-160

  2. Ельникова О.Е., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В Суицидальное поведение современной молодежи в эпоху пандемии //Психология образования в поликультурном пространстве № 1 (57) 2022 С. 15-24  DOI: 10.24888/2073-8439-2022-57-1-15-23

  3. Пронина А.Н. Взаимосвязь мотиваций личности и склонности к девиантному поведению у подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования//Психология образования в поликультурном пространстве, №3 (59), 2022 С. 52-59

  4. Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Филатова И.Ю., Федорова Н.С. Социальный интеллект как фактор активизации личностного потенциала личности будущего педагога // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 3 (59). С. 30-38.

  5. Каменская, В. Г. Конституциональные и психологические детерминанты самооценки лидерских качеств студентов / В. Г. Каменская // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 3. – С. 147-152. – DOI 10.34985/d6674-5378-6278-j
  6. Беляева Е.М. Зависимость обучаемости от уровня тревожности у подростков с разным уровнем креативности. /Е.М.Беляева/ «Вестник психофизиологии». № 4. 2022 Принято к печати.

Издано учебно-методическое пособие:

Ельникова О.Е., Пронина А.Н., Колосова И.Г., Фаустова И.В., Филатова И.Ю., Комлик Л.Ю. – авторы-составители Т  Технологии работы практического психолога в условиях цифрового общества (в таблицах и схемах): учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – 177 с.

Сотрудники кафедры активно участвовали в научных конференциях разного уровня:

а) Международного уровня:

1. Международная научно-практической конференции «Развитие креативности личности в современном цифровом мультикультурном пространстве», г. Елец, 14 апреля 2022 г Ельникова О.Е. «Высокий уровень жизнестойкости как факторы, способствующие поиску креативных стратегий поведения в условиях пандемии»

2. III международная очно-заочная научно-практической веб-конференции «Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий»,  г. Орел, 30 апреля 2022 г. Ельникова О.Е. «Жизнестойкость как компетентность профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий»

3. Международная научно-практическая конференция «Социальное развитие детей в мультикультурном мире» 28 февраля, 2022 г. Елец Пронина А.Н. . Возможности применения онлайн и оффлайн-обучения, диагностико-консультативной и коррекционной помощи родителям, воспитывающим дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

4. IX Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Современная гуманитаристика как фактор духовности народов в эпоху вызова» в рамках педагогического форума «Векторы образования. Воспитание патриота и гражданина как ответ на вызовы времени». Колосова И.Г. Доклад «Формирование ценностных ориентаций личности в воспитании патриотизма молодежи»

5. Социальное развитие детей в мультикультурном мире.  Международная научно-практическая конференция, 28 февраля 2022 года, Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина. Филатова И.Ю. Роль народного художественного творчества в социализации дошкольников

6. Международная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в современном цифровом мультикультурном пространстве», Елец, 14 апреля 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022.  Фаустова, И. В. Арт-терапия как способ повышения жизнестойкости и преодоления стресса в условиях пандемии / И. В. Фаустова, Л. Ю. Комлик

7. III международная очно-заочная научно-практическая веб-конференция «Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий»,  г. Орел, 30 апреля 2022 г. Фаустова И.В. Развитие жизнестойкости у современной молодежи как профилактика суицида

8. III  международная очно-заочная научно-практической веб-конференции «Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий», г. Орел, 30 апреля 2022 г. Комлик Л.Ю. «Жизнестойкость как компетентность профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий»

9. VII международная научно-практическая онлайн-конференция психологов образования Сибири «Психология личностного и профессионального развития человека» ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г.Иркутск 20-21 июня 2022 г.Комлик Л.Ю. Жизнестойкость психологов и педагогов в «эпоху COVID-19».

б) Российского уровня:

1. Всероссийская научно-практическая конференции  «Здоровье и безопасность человека как фактор устойчивого развития цифрового общества» г. Елец, 26 апреля 2022 года Ельникова О.В. «Жизнестойкость как фактор, способствующий выработке конструктивной стратегии поведения в условиях пандемии»

2. Всероссийский Педагогический форум «Векторы образования. Воспитание патриота и гражданина как ответ на вызовы времени» 17-19 ноября 2022 «Горловский институт иностранных языков» Пронина А.Н. Изучение патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности

3. Всероссийская научная конференция «Личность и образование в зеркале гуманитарных исследований и цифровой трансформации общества, 27 октября 2022г., Елец Колосова И.Г.  «Тревожность как условие возникновения дистресса у подростков в современных условиях».

4. Всероссийская научно-практическая конференции  «Здоровье и безопасность человека как фактор устойчивого развития цифрового общества» г. Елец, 26 апреля 2022 года. Федорова Н.С.  «Особенности жизнестойкости как факторы, определяющие конструктивное поведение в условиях пандемии у современных юношей и девушек»

Результаты научной деятельности студентов.

Более 26 выступили с очными докладами на научных мероприятиях международного и межрегионального уровней

5 - научных работ обучающихся, представленных на конкурсы всех уровней.

Опубликовано более 11 студенческих статей и тезисов.

За 2022 г. студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и психофизиологии принимали участие и заняли 5 призовых мест в научных конкурсах и исследовательских  проектах