Центр медиаобразовательной подготовки педагогических кадров
1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя. Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем.
Центр медиаобразовательной подготовки педагогических кадров.
2. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.
Целью проекта является создание в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина инновационной образовательной площадки (Центра) в качестве базы для подготовки будущих и настоящих педагогов как медиаграмотных специалистов, обладающих компетенциями профессионального соответствия запросам инновационной цифровой экономики.
3. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.
- Теоретическо-методологическое обоснование значимости медиаобразовательного развития педагогических кадров всех уровней основного образования.
- Разработка модели медиаобразовательного развития педагогических кадров региона.
- Методологическое обеспечение модели медиаобразовательного развития будущих педагогов, дошкольных работников как фактора повышения конкурентоспособности на региональном рынке труда.
- Разработка и реализация программы интегративного курса дополнительного профессионального образования «Медиаграмотность в профессиональной сфере» на базе созданной инновационной образовательной площадки.
- Постановка эксперимента по выявлению эффективности использования интегративного курса для развития медиакомпетентности педагогических кадров.
- Анализ и интерпретация результатов, полученных в процессе эксперимента, и определение перспектив исследования по направлению проекта.
4. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.
В современном мире особую актуальность приобретает готовность специалистов осуществлять свою деятельность в условиях инновационной цифровой экономики российских регионов. В настоящее время востребованный уровень профессионализма не возможен без медиакомпетентности, так как современное общество вступило в новую фазу информационного развития, которая характеризуется усиленным влиянием медиатехнологий на прогресс человечества. Владение информацией, умение работать с ней в процессе коммуникации, создавая нужный информационный продукт, являются параметрами устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. При этом очевидно постоянное напряжение, связанное с дефицитом квалифицированных кадров, способных к профессиональной деятельности в условиях глобальной информационной среды, на которой основывается цифровая экономика. Такая ситуация требует внесения корректив в образовательный процесс, состоящих в разработке и применении эффективной, теоретически и методологически обоснованной модели медиаобразовательного развития педагогических кадров, что позволит усилить конкурентоспособность будущих и молодых специалистов за счет их умений использовать в профессиональной сфере достижения современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей существующих медиаплатформ, особенностей конвергентных процессов в системе СМИ. В рамках реализации Проекта предполагается открытие инновационной образовательной площадки (Центра), которая позволит создать коллаборацию образования, науки и практики, организовать и внедрить медиаобразовательные программы повышения квалификации для студентов педагогических специальностей, действующих учителей, дошкольных работников.
5. Период реализации инновационного образовательного проекта.
Реализация проекта планируется в 2024-2026 гг.
6. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
Современная культура, порожденная информационным обществом, вызвала к жизни объективную потребность массового медиаобразования, прежде всего, подрастающего поколения, молодежи, которое определяется как приоритетное направление общественного развития. Медиаобразованный специалист более необходим на современном рынке труда, так как способен быстро адаптироваться и развиваться в условиях глобальной цифровизации: оперативно находить необходимую в профессиональной деятельности информацию, критически анализировать и оценивать ее качество; хранить, передавать соответствующую запросам, потребностям и условиям коммуникативных отношений информацию, лично или в команде создавать продукты с использованием мультимедийной поддержки (презентации проектов, слайд-шоу, странички в социальных сетях, контент для разных медиаплатформ и т.п.), правильно общаться с коллегами, партнерами, адекватно используя медиаресурсы, понимая риски и возможности конвергенции СМИ на базе Интернета.
Проект позволит организовать процесс, реализующий теоретически и методологически обоснованную модель медиаобразовательного развития педагогических кадров, и направленный на совершенствование профессиональных качеств, необходимых специалисту для дальнейшей эффективной деятельности в условиях цифровой экономики.
Медиаобразование, полученное будущими и настоящими педагогами в формате дополнительного образования, позволит им адаптироваться к условиям регионального рынка труда, стимулируя к постоянному самосовершенствованию за счет развитой потребности в систематическом пополнении личностного багажа профессиональной и общекультурной информацией, ее критической оценки, за счет умений создавать медиапродукты, осуществлять коммуникацию на основе и с помощью медиа.
- Новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности.
Научная новизна проекта состоит в разработке теоретически и методологически обоснованной модели медиаобразовательного развития педагогических кадров региона, внедрение которой позволит будущим и настоящим учителям (в первую очередь, молодым) получить набор необходимых компетенций в области современных медиатехнологий, выводящих их на более высокий уровень профессиональной подготовки и стимулирования к самореализации; что будет способствовать повышению их конкурентоспособности и шире – обновлению кадрового состава региона качественно новыми характеристиками профессионально-личностного потенциала специалистов, соответствующих активно развивающейся цифровой экономике России.
Инновационность предлагаемого ЕГУ им. И.А. Бунина проекта заключается в становлении и развитии статуса университета как центра медиаобразования в Липецкой области, связанного в перспективе с подобными объединениями России. Создание открытой системы обучения для формирования компетенций в сфере медиа на базе ЕГУ им. И.А. Бунина позволит реализовать концепцию непрерывного образования и переобучения педагогических кадров. Медиакомпетенции приобретают все более междисциплинарный характер и являются необходимыми во всех сферах деятельности. Для региональной экономики реализация модели медиаобразовательного развития педагогических кадров будет инновационным решением, позволяющим не только увеличить шансы работников сферы образования в профессиональной и личностной самореализации, но и обновит кадровый состав региона новыми характеристиками, обусловленными текущими и перспективными особенностями как глобального, так и локального информационно-коммуникационного пространства.
7. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.
Результаты представленного инновационного образовательного проекта имеют важное прикладное значение в силу возможностей своего широкого применения:
- в образовательной деятельности высших учебных заведений по формированию медиакомпетенций в ходе организации педагогической практики студентов, реализации курсов ДПО, обучающих семинаров;
- в практической деятельности выпускников педагогических специальностей, прошедших медиаподготовку;
- в системе дополнительного образования;
- в работе предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по направлениям педагогической подготовки кадров вузами российских регионов.