Кафедра педагогики и образовательных технологий

  • Год основания: 2018
  • Адрес: 399770, г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 15, УК. №2, ауд. №206
  • Телефон: +7 (47467) 2-24-39, +7 (47467) 2-75-27
  • Электронная почта: antipi-elena@yandex.ru
  • Заведующий кафедрой: Пронина Анжелика Николаевна
  • Ведущие специалисты:

    Пронина Анжелика Николаевна
    доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой


    Мезинов Владимир Николаевич
    доктор педагогических наук, профессор


    Алмазова Ирина Геннадьевна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Захарова Марина Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Карпачёва Ирина Анатольевна
    кандидат педагогических наук, доцент


  • О кафедре
  • История кафедры

      

    Кафедра педагогики и образовательных технологий образована в июне 2018 г. в результате реорганизации кафедры начального образования и социальных технологий и кафедры психологии и педагогики. Проследим ретроспективу их раздельного развития.

    История кафедры психологии и педагогики официально начала свой отсчет с 1940 года, когда на базе рабфака и педагогического училища создается Елецкий учительский институт, но истоки ее зарождения обнаруживаются гораздо раньше. Известно, что выпускницы Елецкой женской гимназии, открывшейся в 1874 году, имели возможность получить педагогическое образование. Окончившим дополнительный (восьмой) класс гимназисткам давалось звание учительницы начальных классов и право обучать детей на дому. Педагогика как учебная дисциплина изучалась в 7 классе, однако, она относилась к необязательным предметам и имела ярко выраженную практическую направленность. Восьмой год обучения, по сути, представлял собой педагогическую практику (посещение приютов; обучение детей грамоте, вышиванию; проведение уроков в начальных классах гимназии).

    В августе 1939 года в соответствии с приказом Народного комиссариата просвещения на базе рабфака и педучилища создается Елецкий учительский институт. В первом полугодии 1939-1940 учебного года педагогика, наряду с немецким языком, военной и физической подготовкой, относились к так называемым самостоятельным дисциплинам. К февралю 1940 года в учебном заведении окончательно формируются структурные подразделения – кафедры и назначаются их руководители, уточняется штатное расписание. Приказом № 98 по ЕУИ от 9 февраля 1940 года с 1 января того же года временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой назначена старший преподаватель педагогики и психологии Л.И. Каратаева. Таким образом, официальная дата создания кафедры – 1 января 1940 года.

    Согласно приказам по ЕУИ за 1939–1940 учебный год в состав только что образованной кафедры входили два преподавателя. В 1940-41 учебном году в штатном расписании кафедры педагогики и психологии 1 и 2/3 ставки, а с 1 января 1941 года уже 2,5 ставки. Расширение кафедры было связано с интенсивным развитием института, которое было прервано началом Великой Отечественной войны.

    В августе 1941 года согласно приказу Наркомпроса СССР, были сокращены штатные единицы и было принято решение кафедру педагогики и психологии и кафедру основ марксизма-ленинизма «слить в одну за малочисленностью». Возглавила кафедру Л.И. Каратаева. Однако это была временная мера. Уже с 1942 года, несмотря на продолжающиеся военные действия, в институте открывается заочное отделение. Значительно увеличивается педагогический коллектив учебного заведения (в сентябре 1943 года - 13 доцентов, преподавателей и ассистентов; в июне 1944 – 48 преподавателей и сотрудников). В 1944/45 учебном году на кафедре педагогики и психологии числилось три человека.

    В первые годы работы института, в тяжелые военные годы, обращает внимание стремление руководства учебным заведением и самих преподавателей к повышению их профессионального уровня. В январе 1940 года, согласно приказу директора, преподаватель педагогики Л.И. Каратаева командирована в Москву на совещание преподавателей учительских институтов в Наркомпросе РСФСР. В августе 1940 года (приказ № 216 по ЕУИ от 23.08.40) преподавателю К.Д. Ядовой на основании извещения Московского пединститута о вызове на приемные испытания в аспирантуру, предоставлен дополнительный отпуск. В январе-феврале 1941 года оба преподавателя кафедры побывали в научной командировке: Л.И. Каратаева в МГПИ для подготовки и сдачи кандидатского минимума; К.Д. Ядова – по вопросу повышения квалификации. В 1944/45 военном году, более 8 тыс. руб. было израсходовано ЕУИ на научные командировки в Москву и Ленинград, выделялись средства на защиту диссертаций.

    В разное время кафедры педагогики и психологии в отдельности, и кафедру психологии и педагогики после их объединения возглавляли: д.п.н., проф. А.В. Музальков, д.п.н., проф. И.Ф. Плетенева, д.п.н., проф.  Е.П. Белозерцев, д.п.н., проф. Н.А. Белканов , к.псх.н., доцент Т.П. Будякова, к.п.н., доцент М.А. Захарова. 

    История кафедры начального образования и социальных технологий связана с образованием и развитием факультета педагогики и методики начального образования Елецкого государственного педагогического института (ЕГПИ). Первое название кафедры, образованной вместе с новым факультетом: кафедра педагогики и методики начального обучения. В 1988 году принимается решение о разделении кафедры на две: кафедру педагогики начального обучения (ПНО) и кафедру методики начального обучения (МНО). Соответственно, сентябрь 1988 г. является важной точкой отсчёта в начале жизнедеятельности кафедр ПНО и МНО.

    Кафедрой ПНО заведовала к.п.н., профессор Н.П. Фаустова. На кафедре работали две секции: педагогики и методики преподавания математики. В середине 90-х годов деятельность кафедры ПНО, как и вуза в целом, направлена на решение задач, объективно возникающих перед коллективом в связи со значительным расширением номенклатуры специальностей и квалификаций. Кроме того, начало 90-х годов связано с активным развитием научно-исследовательской работы членов кафедры в плане поступления в аспирантуру и подготовки к защите диссертационных исследований.

    С 2000 г. кафедра педагогики начального обучения работает как структурное подразделение классического государственного университета – ЕГУ им. И.А. Бунина. С 2001 г. кафедру возглавляла к.п.н., доцент В.В. Горбенко.

    С 2003 г. при кафедре начинает функционировать аспирантура, первыми аспирантами и соискателями которой были выпускники и сотрудники факультетов нашего вуза. Научное направление деятельности членов кафедры: «Использование традиционных и инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке учителя начальных классов, социального работника и специалиста по работе с молодежью» выступает как значимое и актуальное, поскольку образование преодолевает инертность традиционных подходов, а образовательный процесс, направленный на становление педагога, социального работника, организатора работы с молодежью нового поколения, предполагает «проживание» студентами таких вариантов взаимодействия с преподавателями, которые бы не только обеспечивали решение задач самого процесса, но и психологически, и практически готовили бы к работе в новых условиях  конкурентоспособных профессионалов.

    С апреля 2009 г. кафедрой ПНО заведует к.п.н., доцент И.Г. Алмазова

    В структуре кафедры ПНО сложились и продуктивно функционировали две научные школы. Одной из них руководил д.п.н., профессор Кузовлев В.П. Школа работала над проблемой воспитания культуры умственного труда учащихся и студентов. По различным аспектам данного направления защищены более 10 кандидатских и 4 докторских диссертации.

    Вторую научную школу «Формирование эстетической культуры младших школьников в образовательном процессе» возглавляла д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж. Под её руководством подготовлены и защищены более 16 кандидатских диссертаций.

    Кафедра ПНО обеспечивала учебный процесс по всем общепедагогическим дисциплинам, дисциплинам специализации на факультетах педагогики и методики начального образования, музыкально-педагогическом, ряду курсов и дисциплин по выбору на факультетах педагогики и психологии дошкольной, психологии, дизайна. Осуществляла руководство непрерывной, учебно-ознакомительной, летней педагогической, психолого-педагогической, производственной   практиками студентов, организовывала научное и методическое сопровождение магистрантов в период производственных и научно-исследовательских практик.

    В составе кафедры МНО работали три секции: секция методики преподавания русского языка, секция методики преподавания изобразительного искусства, секция методики преподавания труда. Затем секций осталось две, так как секция методики преподавания изобразительного искусства была преобразована в кафедру дизайна.

    Первым заведующим кафедры МНО был к.п.н., доцент В.Ф. Гутенев. В разное время кафедру возглавляли: к.п.н., доцент Л.И. Головина, к.псх.н., доцент Н.П. Кравченко-Архангельская, доцент Т.П. Микушова, д.п.н., профессор З.П. Ларских.

    Научные интересы членов кафедры были разнообразны. Так, при кафедре с 1996 года работала лаборатория компьютерного обучения русскому языку.    Инициатором ее создания выступила д.п.н., профессор Н.Н. Алгазина (1922 – 2001), которая и возглавляла работу лаборатории. С 2003 года научным консультантом для членов лаборатории является доктор технических наук, профессор, Президент Академии информатизации образования России Я.А. Ваграменко.

    Еще одним интересным направлением, которое исследовали преподавателями кафедры МНО В.А. Зарипова, М.В. Климова, В.А. Чибухашвили, М.М. Воржева, – было развитие культуры речи студентов и школьников.

    Проблемы развивающего обучения русскому языку и литературному чтению исследовались преподавателями Т.П. Микушовой, Г.Д. Трубицыной, Г.А. Корякиной; подготовки ребенка к школе (речевой и графический аспекты) -  Е.В. Черных; работы учителя в условиях местного говора – Л.И. Головина; интегративной     методики – М.В. Кривошеина.  

    С 15 сентября 2014 года кафедра педагогики начального обучения и кафедра методики начального обучения были объединены в формате реорганизации университетской структуры в единое подразделение института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина – кафедру начального образования, а с 1 сентября 2016 года кафедра реорганизована в кафедру начального образования и социальных технологий, которую возглавляла к.п.н., доцент Алмазова И.Г.

    В настоящее время кафедрой педагогики и образовательных технологий руководит к.п.н., доцент Захарова Марина Александровна.

  • Дополнительная информация о кафедре

             Заседания кафедры проводятся ежемесячно по вторникам (числитель) в 15.30. В центре внимания кафедры стоят вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов и повышения качества знаний студентов; организации самостоятельной работы студентов; развития и совершенствовании научно-методической деятельности преподавателей кафедры; усиления связей кафедры с органами народного образования, школами города и области; разнообразия форм участия преподавателей в НИР; внедрения в УВП факультетов технологий, направленных на сохранение, укрепление здоровья студентов и преподавателей; реализации форм международного сотрудничества; расширения материальной базы кафедры; информатизации учебного процесса и др.