Top.Mail.Ru

Кафедра педагогики и профессионального образования

  • Год основания: 2025
  • Адрес: 399770, г. Елец Липецкой обл., ул. Коммунаров, 15, УК. №2, ауд. №206
  • Телефон: +7 (47467) 2-24-39, +7 (47467) 2-75-27
  • Электронная почта: antipi-elena@yandex.ru
  • Заведующий кафедрой: Пронина Анжелика Николаевна
  • Ведущие специалисты:

    Пронина Анжелика Николаевна
    доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой


    Мезинов Владимир Николаевич
    доктор педагогических наук, профессор


    Сушкова Ирина Викторовна
    доктор педагогических наук, доцент, профессор


    Алмазова Ирина Геннадьевна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Емельянова Ирина Дмитриевна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Захарова Марина Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Карпачёва Ирина Анатольевна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Красова Татьяна Дмитриевна
    кандидат педагогических наук, доцент


    Маркова Светлана Витальевна
    кандидат психологических наук, доцент


    Чуйкова Жанна Владимировна
    кандидат педагогических наук, доцент


  • О кафедре
  • История кафедры

        Кафедра педагогики и профессионального образования образована 10 января 2025 г. в результате объединения кафедр педагогики и образовательных технологий и дошкольного и специального образования. Проследим ретроспективу их раздельного развития. 

        История кафедры психологии и педагогики официально начала свой отсчет с 1940 года, когда на базе рабфака и педагогического училища создается Елецкий учительский институт, но истоки ее зарождения обнаруживаются гораздо раньше. Известно, что выпускницы Елецкой женской гимназии, открывшейся в 1874 году, имели возможность получить педагогическое образование. Окончившим дополнительный (восьмой) класс гимназисткам давалось звание учительницы начальных классов и право обучать детей на дому. Педагогика как учебная дисциплина изучалась в 7 классе, однако, она относилась к необязательным предметам и имела ярко выраженную практическую направленность. Восьмой год обучения, по сути, представлял собой педагогическую практику (посещение приютов; обучение детей грамоте, вышиванию; проведение уроков в начальных классах гимназии).

       В августе 1939 года в соответствии с приказом Народного комиссариата просвещения на базе рабфака и педучилища создается Елецкий учительский институт. В первом полугодии 1939-1940 учебного года педагогика, наряду с немецким языком, военной и физической подготовкой, относились к так называемым самостоятельным дисциплинам. К февралю 1940 года в учебном заведении окончательно формируются структурные подразделения – кафедры и назначаются их руководители, уточняется штатное расписание. Приказом № 98 по ЕУИ от 9 февраля 1940 года с 1 января того же года временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой назначена старший преподаватель педагогики и психологии Л.И. Каратаева. Таким образом, официальная дата создания кафедры – 1 января 1940 года.

       Согласно приказам по ЕУИ за 1939–1940 учебный год в состав только что образованной кафедры входили два преподавателя. В 1940-41 учебном году в штатном расписании кафедры педагогики и психологии 1 и 2/3 ставки, а с 1 января 1941 года уже 2,5 ставки. Расширение кафедры было связано с интенсивным развитием института, которое было прервано началом Великой Отечественной войны. В августе 1941 года согласно приказу Наркомпроса СССР, были сокращены штатные единицы и было принято решение кафедру педагогики и психологии и кафедру основ марксизма-ленинизма «слить в одну за малочисленностью». Возглавила кафедру Л.И. Каратаева. Однако это была временная мера. Уже с 1942 года, несмотря на продолжающиеся военные действия, в институте открывается заочное отделение. Значительно увеличивается педагогический коллектив учебного заведения (в сентябре 1943 года - 13 доцентов, преподавателей и ассистентов; в июне 1944 – 48 преподавателей и сотрудников). В 1944/45 учебном году на кафедре педагогики и психологии числилось три человека.  В первые годы работы института, в тяжелые военные годы, обращает внимание стремление руководства учебным заведением и самих преподавателей к повышению их профессионального уровня. В январе 1940 года, согласно приказу директора, преподаватель педагогики Л.И. Каратаева командирована в Москву на совещание преподавателей учительских институтов в Наркомпросе РСФСР. В августе 1940 года (приказ № 216 по ЕУИ от 23.08.40) преподавателю К.Д. Ядовой на основании извещения Московского пединститута о вызове на приемные испытания в аспирантуру, предоставлен дополнительный отпуск. В январе-феврале 1941 года оба преподавателя кафедры побывали в научной командировке: Л.И. Каратаева в МГПИ для подготовки и сдачи кандидатского минимума; К.Д. Ядова – по вопросу повышения квалификации. В 1944/45 военном году, более 8 тыс. руб. было израсходовано ЕУИ на научные командировки в Москву и Ленинград, выделялись средства на защиту диссертаций. В разное время кафедры педагогики и психологии в отдельности, и кафедру психологии и педагогики после их объединения возглавляли: д.п.н., проф. А.В. Музальков, д.п.н., проф. И.Ф. Плетенева, д.п.н., проф. Е.П. Белозерцев, д.п.н., проф. Н.А. Белканов, к.псх.н., доцент Т.П. Будякова, к.п.н., доцент М.А. Захарова. 

      История кафедры педагогики и образовательных технологий связана с образованием и развитием факультета педагогики и методики начального образования Елецкого государственного педагогического института (ЕГПИ). Первое название кафедры, образованной вместе с новым факультетом: кафедра педагогики и методики начального обучения. В 1988 году принимается решение о разделении кафедры на две: кафедру педагогики начального обучения (ПНО) и кафедру методики начального обучения (МНО). Соответственно, сентябрь 1988 г. является важной точкой отсчёта в начале жизнедеятельности кафедр ПНО и МНО.  Кафедрой ПНО заведовала к.п.н., профессор Н.П. Фаустова. На кафедре работали две секции: педагогики и методики преподавания математики. В середине 90-х годов деятельность кафедры ПНО, как и вуза в целом, направлена на решение задач, объективно возникающих перед коллективом в связи со значительным расширением номенклатуры специальностей и квалификаций. Кроме того, начало 90-х годов связано с активным развитием научно-исследовательской работы членов кафедры в плане поступления в аспирантуру и подготовки к защите диссертационных исследований. С 2000 г. кафедра педагогики начального обучения работает как структурное подразделение классического государственного университета – ЕГУ им. И.А. Бунина. С 2001 г. кафедру возглавляла к.п.н., доцент В.В. Горбенко. С 2003 г. при кафедре начинает функционировать аспирантура, первыми аспирантами и соискателями которой были выпускники и сотрудники факультетов нашего вуза. Научное направление деятельности членов кафедры: «Использование традиционных и инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке учителя начальных классов, социального работника и специалиста по работе с молодежью» выступает как значимое и актуальное, поскольку образование преодолевает инертность традиционных подходов, а образовательный процесс, направленный на становление педагога, социального работника, организатора работы с молодежью нового поколения, предполагает «проживание» студентами таких вариантов взаимодействия с преподавателями, которые бы не только обеспечивали решение задач самого процесса, но и психологически, и практически готовили бы к работе в новых условиях  конкурентоспособных профессионалов. С апреля 2009 г. кафедрой ПНО заведует к.п.н., доцент И.Г. Алмазова. В структуре кафедры ПНО сложились и продуктивно функционировали две научные школы. Одной из них руководил д.п.н., профессор Кузовлев В.П. Школа работала над проблемой воспитания культуры умственного труда учащихся и студентов. По различным аспектам данного направления защищены более 10 кандидатских и 4 докторских диссертации.  Вторую научную школу «Формирование эстетической культуры младших школьников в образовательном процессе» возглавляла д.п.н., профессор Овчинникова А.Ж. Под её руководством подготовлены и защищены более 16 кандидатских диссертаций. Кафедра ПНО обеспечивала учебный процесс по всем общепедагогическим дисциплинам, дисциплинам специализации на факультетах педагогики и методики начального образования, музыкально-педагогическом, ряду курсов и дисциплин по выбору на факультетах педагогики и психологии дошкольной, психологии, дизайна. Осуществляла руководство непрерывной, учебно-ознакомительной, летней педагогической, психолого-педагогической, производственной практиками студентов, организовывала научное и методическое сопровождение магистрантов в период производственных и научно-исследовательских практик.

        В составе кафедры МНО работали три секции: секция методики преподавания русского языка, секция методики преподавания изобразительного искусства, секция методики преподавания труда. Затем секций осталось две, так как секция методики преподавания изобразительного искусства была преобразована в кафедру дизайна. Первым заведующим кафедры МНО был к.п.н., доцент В.Ф. Гутенев. В разное время кафедру возглавляли: к.п.н., доцент Л.И. Головина, к.псх.н., доцент Н.П. Кравченко-Архангельская, доцент Т.П. Микушова, д.п.н., профессор З.П. ЛарскихНаучные интересы членов кафедры были разнообразны. Так, при кафедре с 1996 года работала лаборатория компьютерного обучения русскому языку.    Инициатором ее создания выступила д.п.н., профессор Н.Н. Алгазина (1922 – 2001), которая и возглавляла работу лаборатории. С 2003 года научным консультантом для членов лаборатории является доктор технических наук, профессор, Президент Академии информатизации образования России Я.А. Ваграменко.  Еще одним интересным направлением, которое исследовали преподавателями кафедры МНО В.А. Зарипова, М.В. Климова, В.А. Чибухашвили, М.М. Воржева, – было развитие культуры речи студентов и школьников. Проблемы развивающего обучения русскому языку и литературному чтению исследовались преподавателями Т.П. Микушовой, Г.Д. Трубицыной, Г.А. Корякиной; подготовки ребенка к школе (речевой и графический аспекты) -  Е.В. Черных; работы учителя в условиях местного говора – Л.И. Головина; интегративной     методики – М.В. Кривошеина.  

        С 15 сентября 2014 года кафедра педагогики начального обучения и кафедра методики начального обучения были объединены в формате реорганизации университетской структуры в единое подразделение института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина – кафедру начального образования, а с 1 сентября 2016 года кафедра реорганизована в кафедру начального образования и социальных технологий, которую возглавляла к.п.н., доцент Алмазова И.Г., с 2018   года  кафедрой педагогики и образовательных технологий руководила к.п.н., доцент Захарова МаринаАлександровна.

        Вторая кафедра дошкольного и специального образования, вошедшая в состав кафедры педагогики и профессионального образования, организована 45 лет назад как кафедра дошкольной педагогики и психологии, сформировалась под влиянием идей и концепций известных российских научных школ.  В разные годы кафедру возглавляли Климова Клара Александровна, канд. пед. наук, Попов Виктор Иосифович, докт. мед. наук, Герасимова Евгения Николаевна, докт. пед. наук, Иванникова Светлана Васильевна, канд. пед. наук. На этапе своего становления кафедра, возглавляемая  кандидатом педагогических наук Климовой К.А., а затем – доктором медицинских наук Поповым В.И., направляла усилия на обеспечение качественного преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов, стимулирование научного и профессионального роста кадров. Это позволило в достаточно короткий срок создать научно-педагогический коллектив, который стал основой дальнейшего плодотворного развития кафедры. Деятельность профессора, доктора педагогических наук Герасимовой Е.Н. в должности заведующего кафедрой в 90-е годы ХХ в. позволила осуществить «прорыв» в области обеспечения научного роста кадров – преподавателями кафедры было защищено 8 кандидатских диссертаций. В первое десятилетие  ХХI в. также  произошли существенные изменения в повышении профессионального уровня преподавателей кафедры - защищены 12 кандидатских и 2 докторских диссертации. Профессиональный рост кадров сказался на количестве и качестве научных исследований, публикаций - преподаватели кафедры являются авторами значительного числа монографий, научных статей, учебных и учебно-методических пособий. Кафедра трижды обеспечивала на своей базе работу учебно-методического объединения по педагогике, психологии, методикам дошкольного образования. Профессорско-преподавательский коллектив кафедры дошкольного и специального образования добился значительных достижений в учебно-методической работе. В разные годы преподаватели кафедры сотрудничали с Старооскольским городским институтом усовершенствования учителей, Липецким институтом развития образования, рядом известных российских издательств «Просвещение», «Сфера», редакциями журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я», «Управление дошкольным образованием», «Воспитатель ДОУ», «Логопед». Особое внимание кафедры направлено на повышение результативности подготовки квалифицированных кадров для дошкольных образовательных организаций, школ, конкурентоспособности выпускников ЕГУ им. И.А. Бунина на российском рынке труда, на повышение престижности профессии педагога дошкольного образования, логопеда, дефектолога в городе, области, стране. С 2008-2023 год заведующим кафедрой дошкольного и специального образования (ранее кафедра дошкольной и коррекционной педагогики) являлась доктор педагогических наук Сушкова Ирина Викторовна. Основные векторы в научных исследованиях преподавателей кафедры – изучение разнообразных аспектов развития ребенка-дошкольника и дошкольного образования. Результаты исследовательской работы отражены в научных проектах, монографиях, статьях. В последние годы выполнены проекты РФФИ: Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве», посвященная 100–летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования»  № 19-013-281 (2019 г.) рук. Сушкова И.В.; «Моделирование профессиональной компетентности специалистов для системы инклюзивного дошкольного образования как условие успешности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» № 17-16-48002-ОГН. (2016-2018 гг.) рук. Емельянова И.Д.; «Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социального развития» № 20-013-00103 (2020-2022 гг.) рук. Подольская О.А.; «Моделирование социокультурной деятельности общественных институтов по обеспечению социализации и инкультурации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Липецкой области)»  № 20-413-480014 (2021 г.) рук. Емельянова И.Д. Сформированы международные научные и деловые связи с высшими учебными заведениями республики Беларусь (г. Могилев, г. Минск), образовательными организациями Польской народной республики, Казахстана и др.  В течение ряда лет преподаватели кафедры осуществляли руководство работой различных экспериментальных площадок: «Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный  подход  к дошкольникам  в  процессе здоровьесбережения»  (научные руководители: проф. Е.Н. Герасимова, проф. И.В. Сушкова); «Оптимизация форм и методов речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» (научный руководитель: доц. И.Д. Емельянова); «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в региональных условиях»   (научный руководитель: доц. Красова Т.Д.) и др.

      В настоящее время заведующим кафедрой является д.п.н., доцент Пронина Анжелика Николаевна.

  • Дополнительная информация о кафедре

       С 2023-2024 год преподаватели кафедры принимают участие в гранте Министерства просвещения РФ в рамках реализации мероприятия «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

        На кафедре с 2023-2025 реализуются 2 федеральные инновационные площадки «Модель инновационной подготовки педагогических кадров по профилю «Организация воспитательной работы» в классическом университете» (рук.: к.п.н., доцент Захарова М.А.), «Научно-методическое сопровождение взаимодействия высшего и дошкольного образования по проблемам социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ» (рук.: д.п.н., доцент Пронина А.Н.)
            Кафедра активно участвует в научных мероприятиях РАО и Елецкого научного центра РАО, организованного ЕГУ им. И.А. Бунина.
          В центре внимания кафедры педагогики и профессионального образования стоят вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов и повышения качества знаний студентов; организации самостоятельной работы студентов; развития и совершенствовании научно-методической деятельности преподавателей кафедры; усиления связей кафедры с образовательными, научными организациями Липецкой области и других регионов; разнообразия форм участия преподавателей в НИР; внедрения в образовательный процесс инновационных технологий; реализации форм международного сотрудничества; расширения материальной базы кафедры; информатизации учебного процесса и др.

      Кафедра достаточно результативна в реализации дополнительных образовательных программ переподготовке и повышении квалификации студентов и работников системы образования. Такая работа понимается как одна из приоритетных направлений деятельности кафедры поскольку позволяет формировать позитивный образ института психологии и педагогики и университета в целом, расширять перечень направлений и профилей подготовки на российском образовательном рынке; способствует привлечению абитуриентов; расширяет диапазон возможностей обеспечения базами практик и экспериментальными базами, научного, научно-методического сотрудничества.