ЕГУ им. И.А. Бунина » Наука » Инновационные образовательные проекты

    Инновационные образовательные проекты


    Заявки на получение статуса ФИП

    I.1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя. 

    Открытая система обучения для формирования компетенций в сфере экономики

    2. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

    Разработка, апробация и внедрение системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения методов, средств и технологий освоения экономических компетенций.

    3. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.

    - Разработать систему обучения экономическим компетенциям на базе ЕГУ им. И. А. Бунина для лиц, не имеющих экономического образования.

    - Разработать и реализовать программы курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки по формированию экономических компетенций у педагогов, специалистов, студентов неэкономических профилей подготовки, самозанятых и работников различных сфер экономики, нуждающихся в получении базовых и профессиональных навыков экономического поведения.

    1. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.

    Создание системы открытого образования на базе ЕГУ им. И. А. Бунина доступной для любой аудитории как в онлайн, так и в оффлайн форматах и позволяющей формировать новые или развивать и углублять уже имеющиеся экономические компетенции с целью обеспечения более эластичного состояния регионального рынка труда.

    1. Период реализации инновационного образовательного проекта.

    Реализация проекта планируется в 2023-2025 гг.

    1. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

    В настоящее время экономическая составляющая прослеживается в любой сфере человеческой деятельности, начиная от элементарных знаний в области финансовой грамотности населения, заканчивая более глубокими аспектами реализации моделей становления цифровой экономики в РФ. В этой связи формирование экономических компетенций является необходимым условием органичного существования человека в современном социуме. Профессиональные аспекты применения экономических компетенций также востребованы и постоянно совершенствуются, приобретая новые формы в контексте цифровизации бизнеса и формирования цифровых экономических экосистем. В результате подобных постоянных изменений возникает необходимость тонкой и быстрой подстройки рынка труда под меняющиеся требования. В этой связи процесс формирования и совершенствования экономических компетенций населения должен носить постоянный характер, учитывающий структурные сдвиги в запросах рынка труда и оперативно реагирующий на них.

    Создание открытой системы обучения для формирования компетенций в сфере экономики на базе ЕГУ им. И. А. Бунина позволит реализовать концепцию непрерывного образования и переобучения для абсолютно любого контингента слушателей. Экономические компетенции приобретают все более междисциплинарный характер и являются необходимыми в абсолютно различных сферах деятельности. Для региональной экономики это будет инновационным решением, позволяющим сделать рынок труда более гибким и динамичным, что в свою очередь будет сокращать периоды вынужденной, структурной или фрикционной безработицы, которые в настоящее время проявляют себя более активно.   

    1. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

    Результаты проекта могут быть использованы при подготовке будущих специалистов в организациях среднего профессионального образования, высшего образования (среди обучающихся неэкономических направлений подготовки), для работников социальной сферы, руководителей образовательных учреждений и учреждений культуры, для повышения квалификации лиц, уже имеющих экономические профессии.


    II. Заявка на получение статуса ФИП

    1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя. 

    Профильный многоступенчатый образовательный портал «Естественно-научная вертикаль»

    2. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

    Разработка, апробация и (или) внедрение программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации обучающихся в сфере естественно-научных и технических знаний.

    3. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.

    1) разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и практических механизмов (форм, методов и средств) обучения,

    2) инновационная деятельность, направленная на совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

    4. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.

    Разработка профильного многоступенчатого образовательного портала для обучающихся с целью совершенствования профессиональных качеств будущих специалистов.

    5. Период реализации инновационного образовательного проекта.

    2023-2025

    6. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

    Актуальность выбранной тематики обосновывается следующим:

    • непрерывный технологический прогресс, постоянное развитие экономики страны, регулярное внедрение инноваций обуславливают новые социальные запросы общества к системе образования;
    • для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда будущий специалист обязан постоянно повышать квалификацию, осваивать новые сферы знаний;
    • разрабатываемая система дополнительного профессионального образования ориентируется на получение необходимых специальных навыков, знаний и умений, которые соответствуют потребностям экономики страны и личным интересам обучающихся.

    Проект коррелирует с национальными целями и стратегическими задачами, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

    • новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности.

    Инновационная образовательная структура формируется в целях обеспечения модернизации и развития системы дополнительного образования с учетом основных направлений социально-экономического развития региона, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

    7. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

    Разработанные, прошедшие апробацию курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации предполагаются для внедрения в систему дополнительного образования университета.


    III. Заявка на получение статуса ФИП

    1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.

    «Учебно-тренинговый центр «Туризм и гостеприимство»: проектная площадка»

    2. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

    Создание в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина на базе Учебно-тренингового центра «Туризм и гостеприимство» инновационной образовательной площадки как инструмента формирования проектных компетенций в сфере туризма у студентов ВО, СПО и школьников, обучающихся в учреждениях ДПО, а также условий для просвещения, воспитания, самореализации, профориентации путем освоения туристских пространств регионов.

    3. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.

    - разработка новой структурной модели Учебно-тренингового центра «Туризм и гостеприимство» в ЕГУ им. И.А. Бунина;                                  

    - интеграция обучения и туризма через организацию проектной деятельности;

    - создание цифровой площадки учебно-тренингового центра «Туризм и гостеприимство» как инструмента совершенствования и масштабирования практики формирования проектных компетенций в сфере туризма у студентов ВО, СПО, школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования (туристской направленности), преподавателей образовательных учреждений ВО и СПО, педагогических работников;

     - улучшение условий образовательной среды для просвещения, воспитания, самореализации, профориентации путем освоения туристских пространств регионов;

    - интеграция проектной и учебно-воспитательной работы как инструмента совершенствования практической направленности образования, профессиональной ориентации, повышения уровня межпредметных знаний;

    - повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений различных уровней по организации проектной деятельности обучающихся;

    - развитие сотрудничества с предприятиями сферы туризма для организации многовекторного взаимодействия;

    - разработка инновационных туристских и экскурсионных программ для различной целевой аудитории, разработка и применение интерактивных путеводителей и иных продуктов с использованием современных технологий;

    - организация практики обучающихся вузов и колледжей, обучающихся по направлениям подготовки Туризм, Сервис и Гостиничное дело;

    - подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности в туризме, профессиональная проба в туристской, в том числе, экскурсионной деятельности;

    - популяризация отечественной культуры средствами туризма;

    - вовлечение молодежи в инновационную деятельность;

    - организация онлайн и офлайн мероприятий, направленных на популяризацию проектной деятельности как фактора расширения туристских возможностей регионов и вовлечение молодежи в бизнес-активность в сфере туризма.

    4. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.

    Для организации эффективной проектной деятельности в образовательном процессе вуза необходимы инструменты,  направленные на использование разнообразных форм проектной деятельности, сочетающих индивидуальные, парные, групповые и коллективные проекты; применение инновационных образовательных форматов, включающих интерактивное взаимодействие с практиками туристского и гостиничного бизнеса; целенаправленную работу по четкой отработке этапов проектной работы; использованию разнообразных форм представления проектов: в виде презентации, видеоролика, сайта, научной статьи, с подготовкой технологической и технической документации и демонстрацией проекта в виде мастер-класса. Создание в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина на базе Учебно-тренингового центра «Туризм и гостеприимство» инновационной образовательной проектной площадки направлено на развитие профессиональной компетентности специалистов сферы туризма и гостеприимства и будет полезно в образовательной, воспитательной, просветительской, профориентационной, практической деятельности вуза  и учреждений-партнёров.

    В рамках реализации Проекта предполагается формирование цифровой площадки, на которой будет размещена информация о туристских ресурсах Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Орловской областей, что позволит обучающимся проектировать туристские и экскурсионные программы и иные продукты (не менее 6 туристских программ, 1 национальный маршрут, не менее 12 экскурсионных программ). На цифровой площадке будет представлена актуальная информация о природных, культурно-исторических (материальных и нематериальных), социально-экономических ресурсах туризма.

    Цифровая площадка позволит создать коллаборацию образования, науки и практики. Площадка позволит организовать и внедрить программы повышения квалификации для учителей, преподавателей, ведущих проектную деятельность в сфере туризма и гостеприимства.

    Будут разработаны методические материалы по проведению предпроектных исследований и проектной деятельности, созданы условия для консалтинга и экспертной оценки проектов туристских маршрутов, экскурсий и иных продуктов.

    Апробация проектов, разработанных в рамках инновационной образовательной площадки будет проходить в формате проведения экскурсий, промо-туров.

    В рамках реализации проекта будет проводиться ежегодный студенческий туристский форум, на площадках которого будут представлены студенческие туристские проекты, организованы мастер-классы от ведущих специалистов сферы туризма и гостеприимства регионов, конкурс студенческих проектов в сфере туризма.

    Решение задач проекта требует научных, методических, педагогических исследований и практик, которые способен организовать и осуществить ЕГУ им. И.А. Бунина, обладающий для этого необходимым потенциалом.

    5. Период реализации инновационного образовательного проекта.

    2023 – 2025 гг.

    6. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

    Выбор темы  обусловлен как постановкой задач, так и подходами к их решению, которые предполагает комплексный учет и оценку факторов, влияющих на формирование проектных компетенций для развития регионального туризма.

    В отношении туристской деятельности сфера инноваций может включать перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Под инновационной деятельностью понимается комплекс научных, технологических, организационных мероприятий, которые приводят к инновациям.

    Инновационная активность в образовательной сфере является необходимым условием качественной подготовки кадров для сферы туризма. При этом развитие практических проектных компетенций влияет на конкурентоспособность и востребованность специалистов на рынке труда. Успешность создания и внедрения новшеств в сфере туризма зависит от инновационной креативности разработчиков, знания ими современных тенденций как в образовательной сфере, так и в туристском бизнесе, способности к анализу потенциальных потребителей инноваций, к поиску перспективных идей и источников функционирования.

    Деятельность, направленная на создание и внедрение новшеств, может считаться инновационной при условии, что в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Цель нововведений – внедрение новых образовательных инноваций или продуктов, которые могут быть направлены на совершенствование технологии учебной и внеучебной деятельности. Технология инновационной деятельности в формировании практических компетенций подчинена общей логике процесса разработки и реализации любого инновационного турпродукта.

    Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью, технологическими процессами современного туризма. В образовательном процессе необходимо учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и на функции туристской организации на рынке туристских услуг.

    - новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности.

    Учебно-тренинговый центр «Туризм и гостеприимство» является частью инновационной образовательной инфраструктуры ЕГУ им. И.А. Бунина. В его структуру входит гостиница и турфирма, методическое обеспечение деятельности осуществляет кафедра туризма и гостиничного дела, что позволяет организовывать различные виды практик студентов по направлениям 43.03.02 Туризм (Организация туризма; инновационно-информационные технологии в туризме), 43.03.03 Гостиничное дело (Гостиничная деятельность), 43.03.01 Сервис (Событийный, анимационный сервис и event-менеджмент). На базе центра практические компетенции получают не только студенты ЕГУ им. И.А. Бунина, но и студенты других ВУЗов и колледжей Липецкой области, а также других регионов. Учебно-тренинговый центр активно используется в целях организации культурно-просветительских программ для студентов и школьников (бесплатные экскурсии, квесты), ресурсы центра используются при проведении ежегодных зимних школ «ОНИКС» («Образование-Наука-Искусство-Культура-Спорт»), при проведении конкурса юных экскурсоводов. На базе центра студенты магистратуры, выпускных курсов бакалавриата проводят апробацию своих проектов. Развитие центра как инновационной образовательной площадки позволит сделать процесс создания и внедрения проектов в сфере туризма высокотехнологичным, структурированным и эффективным. Создание инновационной образовательной площадки позволит масштабировать имеющийся опыт по формированию практических и проектных компетенций, а также развивать совместную инновационной деятельности ученых и практиков.

    Инновационность предлагаемого проекта ЕГУ им. И.А. Бунина заключается в повышении роли университета в развитии туризма в Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Тульской, Орловской областях за счет синергетического эффекта, проявляющегося в получении и расширении обучающимися практико-ориентированных знаний, профессиональной ориентации, опыта профессиональных ролей; в формировании благоприятной учебно-воспитательной среды для обучающихся, способствующей их вовлечению в процессы повышения уровня межпредметных знаний.

    Степень инновационности проекта определяется изменением организационно-технологических возможностей учебно-тренингового центра «Туризм и гостеприимство» как межрегиональной многоуровневой площадки по формированию проектных компетенций, способной положительно влиять на развитие туризма в регионах, представленных партнёрами площадки.

    Инновационная образовательная площадка предназначена для создания современной образовательной среды и соединит существующие возможности научного и методического сопровождения проектов в сфере туризма и информационных систем сопровождения.

    7. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

    Обучающиеся по программам ВО и СПО:

    Результаты инновационного образовательного проекта будут применяться в образовательном процессе при формировании практических проектных компетенций в ходе организации практики студентов, курсов ДПО, организации обучающих семинаров, ежегодного студенческого туристского форума, тематических конкурсов.

    Школьники, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования (туристской направленности):

    Расширение возможностей для просвещения, самореализации, путем освоения туристских пространств регионов. К области применения результатов инновационного образовательного проекта относится профориентация молодёжи, формирование мотивации к саморазвитию в сфере туризма.  Реализацию инновационного образовательного проекта необходимо рассматривать как деятельностно-ориентированный интерактивный процесс, в ходе которого происходит комплексное всестороннее изучение туристских ресурсов регионов, активизирующее познавательную деятельность, имеющее целью развитие личностных и профессиональных качеств молодёжи.

    Преподаватели образовательных учреждений ВО и СПО, педагогические работники:

    Повышение квалификации и получение опыта организации проектной деятельности в сфере туризма для формирования современной модели профессионального туристского образования, применении деятельностного и практикоориентированного подходов в процессе формирования проектных профессиональных компетенций, нетворкинг.

    Туристские предприятия регионов:

    Апробация результатов проектной деятельности будет осуществляться в ходе организации экскурсий, промо-туров и внедрения результатов проектной деятельности в практику туризма на базе МИП ООО ЦТ «Елец» и других партнёров проекта.

    Результатами инновационного образовательного проекта также станут публикации научных статей, методических рекомендаций. 

    Решение Ученого совета ЕГУ им. И.А. Бунина


Наверх