Инновационные образовательные проекты
1. Наименование инновационного образовательного проекта.
Научно-методическое сопровождение взаимодействия высшего и дошкольного образования по проблемам социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ
2. Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект
Новые элементы содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора
3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.
Разработка и реализация научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования, способствующего созданию научно-обоснованных, технологичных, практико-ориентированных инновационных форм, методов социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, посредством интеграции современных научных подходов и практического опыта.
4. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта.
1. Разработка научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования по современным проблемам социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ
2. Реализация научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования по современным проблемам социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
3. Разработка инновационных форм, методов социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, по результатам научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования процесса и их использование в практике работы высшего и дошкольного образования.
4. Повышение научной и методической компетентности обучающихся, педагогов ДОО по разработке инновационных форм, методов социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, как результат научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования.
5. Инновационная значимость проекта
Инновационная значимость предлагаемого проекта ЕГУ им. И.А. Бунина заключается в повышении роли взаимодействия высшего и дошкольного образования в решении проблем социального развития дошкольников, в том числе детей с ОВЗ, за счет синергетического эффекта, проявляющегося в интеграции науки и практики, направленного на расширение компетенций у всех субъектов образования (педагогов ДОО, обучающихся, преподавателей) в разработке педагогических инноваций социального развития.
6. Период реализации инновационного образовательного проекта.
Реализация проекта планируется в 2025-2027 гг.
7. Проблематика проекта
На данный момент в дошкольном образовании педагоги при разработке инновационных продуктов по различным аспектам социального развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, испытывают сложности в выборе и опоре на существующие научные принципы, подходы, актуальную ситуацию в учёте и анализе теоретических подходов, использовании методов теоретического и экспериментального анализа, вследствие чего разработанные инновационные технологии, методы имеют слабую научную, теоретическую, методологическую и диагностическую основу. В высшем образовании обучающиеся имеют достаточно высокий уровень теоретической подготовки по проблемам социального развития дошкольников, в том числе детей с ОВЗ, но имеются сложности при разработке практикоориентированных инновационных продуктов, при их реализации в меняющихся современных условиях ДОО для решения конкретных задач социализации с учётом характеристик образовательной среды ДОО и их интеграции с традиционными педагогическими технологиями, методами. Возникает противоречие между необходимостью разработки новых инновационных продуктов социального развития дошкольников, в том числе детей с ОВЗ, в системе высшего и дошкольного образования и отсутствием при разработке инноваций интеграции практикоориентированных взглядов, идей, подходов, мнений, теорий, направлений в системе дошкольного образования и теоретико-методологических основ, имеющихся перспектив, опыта проведения научно-исследовательской работы системы высшего образования. Разрешить данное противоречие возможно созданием форм, направлений, технологий научно-методического сопровождения взаимодействия высшего и дошкольного образования по проблемам социального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
8. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта с указанием целевой аудитории.
Инновационный образовательный проект будет востребован в системе образования в целом, а также в сети образовательных организаций и органов управления ими на всех уровнях образования – от дошкольного до послевузовского, где воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций является главной задачей.