Лингводидактические основы обучения иностранному языку в процессе непрерывного иноязычного образования
Цель: исследовать лингвистические и дидактические основы совершенствования подготовки компетентных, конкурентоспособных обучающихся Центра СПО, бакалавров, магистров, кадров высшей квалификации; изучить социолингвистические аспекты интерференции при изучении иностранных языков (английского, немец-кого, французского) в условиях учебного русско-иностранного мультилингвизма (на примере Липецкой области).
Задачи: изучить новые педагогические технологии в преподавании ИЯ; раскрыть возможности интеграции образовательных технологий при обучении ИЯ студентов неязыковых специальностей;
рассмотреть пути совершенствования преподавания иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки; рассмотреть вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов; рассмотреть контекстный подход в истории иноязычного образования.
Научный руководитель: д.п.н., профессор Карташова В.Н.
Научные исследования кафедры велись в виде диссертационных (кандидатских) исследований и научно-методических разработок преимущественно по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (ИЯ); 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.
Участие структурного подразделения в конкурсах на получение грантов
1. Заявка РНФ № 22-28-00905 (конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми научными группами») «Стратегия воспитания гуманитарной культуры студентов в контексте цифровизации дополнительного иноязычного образования» (Рук. Щербатых Л.Н.) 2. Заявка РНФ № 22-28-00133 (конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми научными группами») «Моделирование процесса иноязычного образования взрослых» (Рук. Карташова В.Н.) 3. Заявка РФФИ № 21-09-43105 (Конкурс «СССР» - конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме «Советская эпоха: история и наследие (к 100-летию образования СССР)») «Инновационные подходы и технологии в отечественном образовании советского периода» (Рук. Паршуткина Т.А.) 4. Заявка № 21-2-014513 (конкурс на предоставление грантов Президента Российской Федерации по направлению - Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников, 2021 г.) «Моя малая родина – часть большой России» (Рук. Осипова Н.В.) 5. Заявка для участия в конкурсном отборе образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников. Организатор - Минпросвещения России. Направление – 16. Научно-методическая поддержка педагогов дополнительного образования детей (Рук. Карташова В.Н.) |
Контракты (договоры), направленные на поддержку и развитие НИР в Университете
Коммерческое издание: сборник по результатам Международной научной конференции «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики». Руководитель- Осипова Н.В.
Коммерческое издание: сборник по результатам областного профильного семинара «Школа молодых учёных». Руководитель- Осипова Н.В.
Договоры на научно-методическую разработку и реализацию программ ДПО
Договор на научно-методическую разработку и реализацию программы повышения квалификации: «Деловой немецкий язык. Формирование делового стиля общения»; приказ № 132-дпо от 11.05.21. Срок реализации: 12.05.2021 - 28.05.2021 г. Руководитель- Карасева Е.В.
Наиболее значимые публикации за 2021 год (WoS, Scopus, ВАК)
1. Puzatykh A. Webometrics ranking and regional universities: analysing results of Bunin Yelets state university // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. V. 118., 2021. P. 794-799. (DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.95) Импакт-фактор РИНЦ - нет |
2. Osipova N., Puzatykh A., Shcherbatykh L. Forming students’ humanitarian cul-ture through digitalization of additional for-eign language education // European Pro-ceedings of Social and Behavioural Sciences. V. 119., 2021. P. 194-199 (DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.02.25) Импакт-фактор РИНЦ - нет |
3. N.N. Arkhangelskaya, V.N. Kartashova Mejora de las habilidades en idiomas extranjeros de empleados de turismo // Apuntes Universitarios. V. 11., № 4., 2021. P. 624–637. (DOI: 10.17162/au.v11i4.862) Импакт-фактор РИНЦ - нет |
4. Kartashova, V. N., & Volynkina, N. V. Organizational and methodological support of preschoolers’ thinking skills development during problem foreign language teaching // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 2021. №49(1), Р. 289-298. (DOI: 10.32744/pse.2021.1.20) Импакт-фактор Scopus – 0,183 |
5. Е.Н.Бакурова, В.Н Карташова Актуализация содержания обучения иностранному языку будущих бакалавров сферы туризма // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 2021. №2(50), С. 219-231. (DOI: 10.32744/pse.2021.2.15) Импакт-фактор Scopus – 0,183 |
6. Архангельская Н.Н., Крикунов А.Е. Постановка проблемы образования в постгуманистической философии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 3 (55). С. 84–90. (DOI: 10.24888/2073-8439-2021-55-3-84-90) Импакт-фактор РИНЦ: 0,311 |
7. Карасева Е.В. Специфика изображения Елецкого края М. Пришвиным (на материале романа "Кащеева цепь"). // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2021. № 2. С. 264-268. (DOI: 10.30853/phil210016) Импакт-фактор РИНЦ: 0,273 |
8. Карташова В.Н., В.Ф. Аитов, Х.Х. Галимова Педагогический университет и общеобразовательная школа: актуальные проблемы взаимодействия // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 1 (53). С. 56-65. (DOI: 10.24888/2073-8439-2021-53-1-56-65) Импакт-фактор РИНЦ: 0,311 |
9 . Карташова В.Н., Волынкина Н.В. Research approach to teaching schoolchildren a foreign language // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136). С. 41-44. Импакт-фактор РИНЦ: 0,232 |
10. Карташова В.Н. Реферативные иноязычные упражнения в системе формирования текстовой компетенции будущего спичрайтера // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, №2. С. 134–143. Импакт-фактор РИНЦ: 0,301 |
11. Карташова В.Н., Кокорина В.В. Манипулятивная педагогика и интенсивное обучение иностранным языкам // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2021. № 2 (54). С.65-71. Импакт-фактор РИНЦ: 0,187 |
12. Карташова В.Н. Основные принципы отбора иноязычных текстов для развития «soft skills» у бакалавров медиаобразования // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №3(93). С.147-158. (DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-147-158) Импакт-фактор РИНЦ: 0,397 |
13. Кудрявцева О.М. Формирование «мягких» навыков в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых профилей подготовки // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. №4 (56) (Принята к печати) Импакт-фактор РИНЦ: 0,311 |
14. Одинцова Е.С., Мельниченко Н.П. О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЧАСТИЦ В ПРОЗЕ Е. НОСОВА // Филоlogos. 2021. № 2 (49). С. 59-64. (DOI: 10.24888/2079-2638-2021-49-2-59-64) Импакт-фактор РИНЦ: 0,095 |
15. Одинцова Е.С., Мельниченко Н.П. Основные тенденции в словообразовании разговорных слов // Вестник РТСУ. Филология. 2021. № 1 (73). С. 170-181. Импакт-фактор РИНЦ: 0,062 |
16. Одинцова Е.С, Мельниченко Н.П. О роли парцеллированных структур в художественном тексте // Филоlogos. 2021. № 4 (Принята к печати) Импакт-фактор РИНЦ: 0, 095 |
17. Осипова Н.В., Дякина А.А. Формирование и развитие медиакомпетентности студентов как приоритетное направление филологического образования (на примере дисциплины «иностранный язык») // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Том 12, № 2-2. С. 63-78 (DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-2-63-78) Импакт-фактор РИНЦ: 0,305 |
18. Осипова Н.В., Осипов Л.А. К вопросу применения педагогической технологии «flipped classroom» в обучении иностранному языку в вузе // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Том 12, № 2-2. С. 85-91 (DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-2-85-91) Импакт-фактор РИНЦ: 0,305 |
19. Паршуткина Т.А., Беркут О.В., Каленцова Т.В. Становление основ контекстного подхода в высшем иноязычном образовании в 1970-1980-е годы XX века // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. (Принята к печати) Импакт-фактор РИНЦ: 0, 305 |
20. Паршуткина Т.А., Гожина О.Л. Проблема определения цели обучения иностранным языкам в отечественном образовании в 1920-1940-е годы XX века // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. (Принята к печати) Импакт-фактор РИНЦ: 0, 305 |
21. Пузатых А.Н., Дякина А.А. Медиаобразовательные технологии в преподавании иностранного языка: к вопросу интеграции знаний // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2 (54). С. 66-75. (DOI: 10.24888/2073-8439-2021-54-2-66-75) Импакт-фактор РИНЦ: 0,311 |
22. Пузатых А.Н. Обзор метода обучения иностранному языку DOGME // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 4 (56). (Принята к печати) Импакт-фактор РИНЦ: 0,311 |
23. Черновол М.П. Короткие видео как средство развития иноязычных коммуникативных умений студентов вуза // Иностранные языки в школе. 2021. № 1. С. 63-70. Импакт-фактор РИНЦ: 0,505 |
Создание ОИС, подлежащих охране, получение охранных документов и их коммерциализация
Наименование ОИС |
Автор(ы) |
Получение охранных документов на ОИС (патент, свидетельство о регистрации базы данных, лицензионные договоры и др.) |
База данных «Английский язык для бакалавров» - Часть 2 |
Пузатых А.Н. |
Свидетельство о регистрации базы данных 2021621562, 20.07.2021. Заявка № 2021621461 от 13.07.2021. |
База данных «Объекты индустрии отдыха и развлечений г. Ельца и Елецкого района Липецкой области» |
Стрельникова М.А., Бакурова Е.Н. |
Свидетельство о регистрации базы данных 2021620832, 23.04.2021. Заявка № 2021620672 от 13.04.2021. |
Учебно-методическое пособие по французскому языку «La France» |
Осипова Н.В. |
Лицензионный договор №7 от 29.03.2021 |
База данных «Контрольно-измерительные материалы по грамматике немецкого языка» |
Карасева Е.В. |
Лицензионный договор №8 от 29.03.2021 |
Организация научных мероприятий структурным подразделением университета
1. Международный конкурс научно-исследовательских работ «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация», февраль – апрель 2021 г. 2. Международная конференция «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики». Коммерческое издание: сборник по результатам Международной научной конференции «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики», 14 – 15 апреля 2021 г. 3. Областной профильный семинар «Школа молодых учёных» по проблемам гуманитарных наук. Коммерческое издание: сборник по результатам областного профильного семинара «Школа молодых учёных», 3 июня 2021 г. |
Темы докладов на методическом семинаре в 2021/2022 году
Наименование научного мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
Международная научная онлайн-конференция «ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ». |
6-7 апреля 2022 г. |
ЕГУ им. И.А. Бунина Ук-15 |
НИРС
НИР обучающихся за 2021 год
Сведения о научных мероприятиях, на которые обучающиеся представили доклады
Сведения о публикациях обучающихся (без соавторов-преподавателей)