Научная работа кафедры иностранных языков и методики их преподавания

    Основные направления  научной деятельности

    Лингводидактические основы обучения иностранному языку в процессе непрерывного иноязычного образования

    Цель: исследовать лингвистические и дидактические основы совершенствования   подготовки компетентных, конкурентоспособных обучающихся Центра СПО, бакалавров, магистров, кадров высшей квалификации; изучить социолингвистические аспекты интерференции при изучении иностранных языков (английского, немец-кого, французского) в условиях учебного русско-иностранного мультилингвизма (на примере Липецкой области).

    Задачи: изучить новые педагогические технологии в преподавании ИЯ; раскрыть возможности интеграции образовательных технологий при обучении ИЯ студентов неязыковых специальностей;

    рассмотреть пути совершенствования преподавания иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки; рассмотреть вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов; рассмотреть контекстный подход   в истории иноязычного образования.

    Научный руководитель: д.п.н., профессор Карташова В.Н.

     Научные исследования кафедры велись в виде диссертационных (кандидатских) исследований и научно-методических разработок преимущественно по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (ИЯ); 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.

      

    Участие структурного подразделения в конкурсах на получение грантов

    1. РФФИ (основной конкурс «а») № 20-012-00293: Корреляция особенностей речевой культуры и характера на примере русских и немецких паремий (рук. Карасёва Е.В.)

    2. РФФИ (конкурс «Экспансия») № 19-113-50343: Использование приёмов нейролингвистического программирования в практике обучения иностранному языку в России и за рубежом (рук. Осипова Н.В.)

    3. РФФИ (конкурс «Экспансия») № 19-112-50343: Из истории изучения текста и его единиц (рук. Карасёва Е.В.)

    4. Заявка на предоставление приоритетного научного проекта с целью включения в государственное задание университета. «Использование регионального компонента в контекстном обучении иностранному языку» (рук. Бакурова Е.Н.)

     

    Контракты (договоры),  направленные на поддержку и развитие НИР в Университете

    Коммерческий сборник «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики: сборник по материалам всероссийской с международным участием конференции. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», 2019. – 150 с. SBORNIK-FILFAK.pdf

    Руководитель проекта: Осипова Н.В.

     

     

    Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся общеобразовательных и обучающихся средних профессиональных образовательных организаций. Руководитель проекта: Ануфриева О.В.

     

     

     

      Наиболее значимые публикации за 2019 год (WoS, Scopus, ВАК)

    1. Kartashova V. N., Zaitseva I. V., Lavrishcheva E. V., Osipova N. V., Pozdnyakova M.N., Parshutkina T. A. The Technology Of Developing the Summarizing Component Of Textual Competence by the Future Foreign Language Teacher //Ad Alta: Journal Of Interdisciplinary Research.- 2019.  -№9. –i.1 s.i pp. 10-13.

    2. Kartashova V. N. Future teacher preparation for the implementation of foreign language profile training in the university master's program//Cartashova Valentina Nikolayevna (a)*, Aitov Valeriy Fakilyevich (с), Akberdina Tatyana Asylgareevna (c), Aitova Vera Mikhailovna (d) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (Conference: HPEPA 2019 - Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age 2019 Dates: 15-16 November, 2019) https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/HPEPA2019/

    3. Архангельская Н.Н. Использование опор в обучении иноязычному монологическому высказыванию студентов неязыковых профилей подготовки / Н.Н. Архангельская // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - №4 (48). – С. 57-66. 

    4. Бакурова Е.Н., Стрельникова М.А. Овертуризм в научном и публицистическом дискурсе: теоретический обзор // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – Т. 13 №4.

    5. Карасёва Е.В. Влияние родителей на становление личности (на примере произведений И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека» и М.М. Пришвина «Кащеева цепь») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2019. № 11. - С. 25-29.

    6. Карташова В.Н. Роль лексико-фразеологических  сочетаний  при обучении немецкому языку первокурсников// Электронное научное издание «Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета». - 2019. - №3(51). - Т.1 [Электронный ресурс]. - С. 165-170

    7. Карташова В.Н. Поликультурная среда сельской школы: из опыта подготовки учителя // Сибирский учитель. – 2019. № 2 (123) апрель. - С.73-79.

    6. Карташова В.Н. О терминосистеме современной методики (Рецензия на  «Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам» (Азимов Э. Г., Щукин А. Н.. - М. : Русский язык. Курсы, 2018. - 496 с.) // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. №2 (46). - С.107-113.

    8. Карташова В.Н. Преодоление адаптационнных трудностей первокурсников вуза: новые подходы//Сибирский учитель. - 2019 № 3 (124). - С. 28-32.

    9. Кудрявцева О.М., Каракешишян С.О. Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – том 11, № 1-2. - С. 129-136.ъ

    10. Кудрявцева О.М., Сотникова Е.Б. Исследование методических аспектов формирования общекультурных компетенций будущих учителей // ЦИТИСЭ, 2019. - № 3(20). – С.21.

    11. Лебедева В.Ю., Борисова Н.В. Образ Петербурга как города на болоте в художественных системах М. Пришвина и В. Набокова // Филоlogos. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2019. №4 (43). – С.11-18.

    12. Осипова Н.В., Душенко А.В. Последовательность работы с текстами комиксов в процессе обучения французскому языку // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – том 11, № 1-2. - С. 166-175.

    13. Осипова Н.В. Организация внеурочного обучения английскому языку в начальной школе с использованием приёмов арт-технологии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2019. № 12(2).

    14. Паршуткина Т.А. Конструктивистские теории и методики, заложенные в разработку контекстного подхода к обучению иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 186-189.

    15. Пузатых А.Н. Участие в рейтингах университетов мира как определяющий фактор влияния на образовательную политику стран и развитие вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - №4 (48). - С. 105-113. 

    16. Седова О.В. Идеи антиалкогольного воспитания молодежи в произведениях Д.Г. Булгаковского // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - № 4. - №4 (48). - С. 114-120.

    17. Черновол М.П. Berühmte Wintersportgebiete in den deutschsprachigen Ländern// Иностранные языки в школе. – 2019. – № 5. – С. 89-96.

    18. Черновол М.П. Arbeit mit Liedern//Иностранныеязыкившколе. – 2019. – № 11. – С. 92-96.

     

    Создание ОИС, подлежащих охране, получение охранных документов и их коммерциализация

    Туристско-экскурсионные объекты г. Ельца. Авторы: Стрельникова М.А., Бакурова Е.Н. 

    Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019621155, 01.07.2019г. Лицензионный договор № 14 о предоставлении права пользования базой данных от 20 мая 2019 г.

     

    Очное участие НПР в научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах, семинарах и др.)

    Участие в мероприятиях

     

    Организация научных мероприятий структурным подразделением университета

    Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся общеобразовательных и обучающихся средних профессиональных образовательных организаций (февраль – апрель 2019 г.)

    Всероссийская научная конференция «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики», г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 18 апреля 2019 г. Публикация сборника по итогам конференции.

     

     Темы докладов на методическом семинаре в 2019/2020 году

     

    Месяц

    Ф.И.О. преподавателя

    Тема доклада

    сентябрь

    Осипова Н.В.

    Обзор фондов - грантодателей

    октябрь

    Карасева Е.В.

    Интернет как развивающее пространство: роль и место

    педагога в обучении иностранному языку

    ноябрь

    Седова О.В.

    Использование метафоры при обучении иностранному

    языку

    декабрь

    Пузатых А.Н.

    Обзор приложений для изучения английского языка как иностранного

    декабрь

    Каленцова Т.В.

    Технологии формирования социокультурной компетенции у обучающихся Центра СПО в процессе

    изучения иностранного языка

    январь

    Архангельская Н.Н.

    Обучение переводческой деятельности студентов неязыковых профилей подготовки

    февраль

    Пузанов А.П.

    О распространении русского и китайского языков в

    контексте экстралингвистических факторов

    февраль

    Беркут О.В.

    Обзор журнала «Иностранные языки в школе» за 2020

    год.

    март

    Кудрявцева О.М.

    Влияние современных образовательных технологий на формирование учебной мотивации  студентовнеязыкового профилей подготовки к изучению ИЯ

    март

    Паршуткина Т.А.

     Современные исследования контекстного подхода в

    обучении иностранным языкам

    апрель

    Лебедева В.Ю.

    К вопросу об этнических стереотипах

    май

    Карташова В.Н.

    Проблема многоязычия в университетах Германии и

    пути решения

    май

    Гожина О.Л.

    Специфика иноязычной онлайн-коммуникации в условиях организации дистанционного обучения иностранному языку

    июнь

    Черновол М.П.

    Приемы запоминания новой лексики и расширения иноязычного словарного запаса

    июнь

    Бакурова Е.Н.

    Дополнительное профессиональное образование в сфере туризма. Зарубежный опыт

     

    НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Наименование научного мероприятия

    Дата проведения

    Место проведения

    Всероссийская научно-практическая конференция «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики»

    22 апреля 2020 г.

    ЕГУ им. И.А. Бунина Ук-15 

    Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся общеобразовательных школ и обучающихся средних профессиональных образовательных организаций

    Февраль – апрель

    2020 г.

    Подведение итогов – 25 апреля 2020 г.

    ЕГУ им. И.А. Бунина Ук-15 

     

    НИРС

    ВКР магистранта: технология написания и защиты  

                          НИР обучающихся за 2019 год 

    № п/п

    Наименование показателя

    Количественные данные

    1

    Количество проектов обучающихся на получение грантов всех уровней, всего

    из них:

    1

    гранты, выигранные обучающимися

    -

    2

    Количество очных докладов  на научных мероприятиях всех уровней, всего

    из них:

    51

    международные, всероссийские

    20

    3

    Количество научных работ обучающихся, представленных на конкурсы всех уровней, всего

    из них:

    24

    конкурсы на лучшую научную работу, проводимые по приказам  федеральных органов исполнительной власти

    1

    4

    Количество научных публикаций обучающихся (учитываются публикации обучающихся без соавторов-преподавателей)

    34

    5

    Количество наград  (медали, дипломы, грамоты, премии и т.п.)  всех уровней (кроме внутривузовских), полученных на конкурсах на лучшую научную работу (всего)

    из них:

    11

    конкурсы на лучшую научную работу студентов, проводимые по приказам федеральных органов исполнительной власти

    1

     

    Сведения о научных работах обучающихся, представленных на конкурсы всех уровней (кроме внутривузовских)

    Сведения о публикациях обучающихся (без соавторов-преподавателей)

    Сведения о премиях и наградах за научные достижения обучающихся

     

    БИБЛИОТЕКА, МЕТОДКАБИНЕТ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

    Карташова В.Н., Исаев Е.А. Работа с аутентичными текстами социокультурной направленности  

    Карташова В.Н. Детское двуязычие
    Архангельская Н.Н. Грамматико-переводный метод в современном иноязычном образовании
    Архангельская Н.Н. Интенсификация процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка к взаимодействию с родителями учащихся
    Архангельская Н.Н. Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников

    Бакурова Е.Н. Регионально окрашенная лексика как средство передачи фактов культуры региона на иностранном языке

    Бакурова Е.Н. Трудности выражения региональных реалий средствами иностранного языка и пути их преодоления

    Каленцова Т.В. Игра как средство формирования профессиональных умений у будущих учителей иностранного языка

    Языковое образование: традиции и инновации

    Карасева Е.В. Сборник текстов и упражнений для чтения и реферирования для студентов и магистрантов агропромышленного института: учебно-методическое пособие

    Кудрявцева О.М. Английский язык для магистрантов: учебно-методическое пособие  

    Щербатых Л.Н. Деловой иностранный язык: учебное пособие. Часть I.  

     Пузатых А.Н. Английский для бакалавров: учебное пособие. Часть 1.

    Седова О.В. Немецкий язык для бакалавров: учебное пособие  

    Карасева Е.В. Немецкия язык для бакалавов:учебное пособие. Часть 1.

    Пузатых А.Н. Английский для бакалавров: учебное пособие. Часть 2.

    Кудрявцева О.М. Контрольно-измерительные материалы по английскому языку: учебное пособие
    Лебедева В.Ю. Сборник лексических упражнений по английскому языку: учебно-методическое пособие

    бакурова е.н, карташова в.н. Компетентностый подход в системе иноязычного образования

    карасева е.в. учебное пособие по немецкому языку для магистрантов

    карасева е.в. выдающиеся люди города ельца. учебно-методическое пособие

     

Наверх